Про семейное счастье и отношения

В течение всей более чем вековой истории авиации «летающими партами» служили машины, относящиеся к устаревшим типам. Считалось, что будущий пилот должен усвоить навыки управления сначала на чем-то простом, прежде чем садиться в кабину современного летательного аппарата. Эту традицию нарушили конструкторы ОКБ им. А. С. Яковлева и НПК «Иркут», создавшие самолет Як-130, технические характеристики которого вплотную приближены к параметрам перехватчиков четвертого, а в чем-то даже пятого поколений.

«Крылатые парты»

Уже четыре десятилетия летные училища используют для воздушных тренировок чехословацкие L-29 и L-39. Ранее будущие пилоты обучались на Як-52, еще раньше - на Як-18. До войны «летающей партой» служил знаменитый У-2 (он же По-2). После распада СССР и всего социалистического лагеря машины, составлявшие технический парк высших авиационных школ, старели, причем не только морально, но и в самом простом, физическом смысле. Прекратились поставки не только самих самолетов, но и запчастей, а моторесурс неуклонно исчерпывался. Ситуация усугублялась отставанием технической учебной базы от реального положения в частях ВВС, в которые начали поступать новейшие перехватчики и фронтовые комплексы МиГ-29 и Су-27. На L-39 готовить пилотов для современных машин становилось проблематично, а то и вообще невозможно. К тому же в России существовала школа обучения летного состава, пользовавшаяся высокой международной репутацией, и терять этот рынок было бы неправильным.

В начале 90-х годов командование СССР инициировало начало проектно-конструкторских работ в области создания новейшего учебного самолета. В конечном счете, лучшим был признан Як-130: технические характеристики его в наибольшей степени соответствовали пожеланиям военных. Произошло это, однако, не сразу, впереди был конкурс.

Конкурсный отбор

Свои соображения относительно УТК (учебно-тренировочного комплекса) представили в начале 1991 г. четыре КБ:

- «ОКБ Сухого».

АНПК «МиГ».

ОКБ им. А. С. Яковлева.

ЭМЗ им. В. М. Мясищева.

ТТЗ было составлено несколько неопределенно, и по этой причине концепции существенно различались. «ОКБ Сухого» предложило модель С-54, представляющую собой версию перехватчика Су-27, адаптированную под учебные задачи. Эта машина скорее подходила для тренировок уже опытных пилотов, чем для новичков. Микояновцы, понимая экономические сложности в стране, пошли по пути минимизации затрат, и в результате у них получился недорогой, но не вполне отвечавший чаяниям ВВС самолет. В КБ Мясищева к вопросу подошли творчески, предложив сложный вариант, состоящий из непосредственно «крылатой парты» и наземного тренажерного комплекса, но несколько увлеклись, и их проект получился слишком дорогим, к тому же не двухмоторным, как было указано в ТЗ. Успешнее всех оказались яковлевцы, сумевшие соблюсти практически все требования наиболее оптимально. Стреловидная, наиболее приближенная к современной схема, летно-технические характеристики Як-130, а также совокупность дополнительных опций в виде функциональных и процедурных тренажеров на базе ПЭВМ и дисплейных классов обеспечили определенные преимущества. Согласно решению научно-технического комитета ВВС, были заключены договоры с двумя ОКБ - Микояна и Яковлева, которым предложили работать совместно.

Зарубежные партнеры

Проблемы с госфинансированием первых лет существования независимой России общеизвестны. КБ для обеспечения решения поставленных задач были поставлены перед необходимостью поиска инвесторов. В частности, к проекту проявили интерес французские фирмы «Турбомека» (двигатели) и «Томсон» (авионика), испытывающие трудности в связи с закрытием программы «Альфа Джет». Высказали намерение о сотрудничестве и итальянцы (фирма-авиапроизводитель «Эрмакки»), также теснимые британцами на рынке. В этот момент была осознан еще один важный маркетинговый аспект, заключавшийся в том, что «чистый» учебный самолет вряд ли будет пользоваться на рынке высоким спросом, а вот если его можно использовать также и как боевой, тогда другое дело. Оказалось, что для этого вполне подходит Як-130, тактико-технические характеристики которого, в том числе оперативный радиус, масса поднимаемой нагрузки, скорость и маневренность, соответствовали зарубежным требованиям.

Аэродинамика и общая компоновка

Некоторые изменения требований отразились на внешнем облике планера: его нос стал округлее (теперь в нем установлена РЛС или оптико-локационная станция). Обучать теперь предстояло не только российских, но и зарубежных пилотов, и это следовало учитывать в конструкции Як-130. Технические характеристики новейших машин, как российских Су-27 и МиГ-29, так и американских F-16, были тщательно проанализированы. Выяснилось, что самолету требовалось увеличить максимальный угол атаки до 40° и даже выше. В целом же нужна была сверхманевренность. Общая аэродинамика получилась сходной со схемой, принятой для пятого поколения перехватчиков, включая особую форму крыла и высокую его механизацию, цельноповоротные стабилизаторы и смещенное вперед вертикальное оперение.

Имитатор и демонстратор

Важнейшим условием создания нового учебного самолета было применение достижений новейших цифровых технологий. Основой всех бортовых систем стали российские приборы и оборудование, в том числе комплексная цифровая электродистанционная СУ и способность перепрограммирования для установления типа летательного аппарата, который летчику предстоит пилотировать. К тому же в начальный период обучения самолет «лоялен» к курсанту-новичку, он прощает ему ошибки, а затем становится все более строгим. В ВВС России чаще всего моделируются полеты на Су и МиГах, но, в принципе, нет ничего сложного в том, чтобы создать полную иллюзию управления европейскими «Миражом-2000», «Рафалем», «Тайфуном» или американскими F-18, F-16 и F-15 и даже F-35, введя в программу имитатора их тактико-технические характеристики. Як-130Д (добавочная буква означает «демонстратор») совершил первый полет в апреле 1996 года.

Внешние подвески

В случае необходимости самолет может применяться в качестве ударной единицы.

До трех тонн ракет или бомб может нести Як-130. Технические характеристики, в том числе скороподъемность и маневренность, у полностью загруженного аппарата, конечно, будут ухудшаться, но это допустимо в случае нанесения штурмовых ударов в условиях воздушного господства.

Следуя общей концепции универсальности применения, конструкторы оснастили самолет восьмью узлами подвески под крыльями и одним подфюзеляжным пилоном. Вооружения могут комплектоваться в различных комбинациях:

УР Р-73 «воздух-воздух» - 4 шт.

УР Х-25М «воздух-поверхность» - 4 шт.

НУРСы в блоках УБ-32, ПУ-О-25 и др. калибров (от 57 до 266 мм) - согласно числу подвесок.

Авиабомбы 250 или 500 кг (в том числе бетонобойные) - согласно массовым ограничениям.

Кассеты бомбовые РБК-500.

Баки зажигательные ЗБ-500.

Контейнеры пушечные.

Для увеличения боевого радиуса один или три пилона могут использоваться для подвески

Характеристики

Объективные показатели впечатляют, особенно если учитывать относительно небольшие размеры и массу Як-130.

Летно-технические характеристики Як-130:


Государственный заказ

В конце тысячелетия выпуск военных летчиков значительно сократился по сравнению с советскими временами. Однако кроме училищ, которых осталось только три, потребность в новой машине испытывают центры переучивания летного состава. К тому же цена топлива в последнее десятилетие значительно выросла, и по экономичности его расхода (всего 600 л/час) от привычного L-39 выгодно отличается современный Як-130. возможности обучения пилотированию на машинах разных типов - все это обуславливало начало серийного производства нового УТИ.

Перспективы

Главный заказчик - ВВС РФ. Самолет производится на НАЗ «Сокол» с темпом примерно в дюжину машин ежегодно. Планируется формирование тренировочных полков в Краснодаре. Главком ВВС генерал армии В. Михайлов лично испытал Як-130. Технические характеристики самолета, маневренность, широкий диапазон скоростей и легкость управления произвели на него хорошее впечатление. В ближайшие годы число машин в учебных подразделениях и центрах переподготовки планируется увеличить до трехсот, а общую емкость рынка, включая зарубежных покупателей, специалисты оценивают цифрой 1000.

С помощью учебно-боевого самолёта Як-130 можно не только подготавливать пилотов истребительной авиации, но и наносить ощутимые воздушные удары по несистемным, т.е. партизанским вооруженным формированиям.

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - «Рукавица») - российский учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Легкий, недорогой (в пределах 15 млн. долларов) и эффективный Як-130 пользуется в мире большой популярностью. С его помощью можно не только подготавливать пилотов истребительной авиации, но и наносить ощутимые воздушные удары по несистемным, т.е. партизанским вооруженным формированиям.

Выпустив удачный легкий самолет, ОКБ Яковлева, что называется, вернулось на круги своя. Авиаконструктор Яковлев начинал свою инженерную карьеру с разработки легких авиеток. Потом ОКБ, заматерев, стало браться и за более тяжелые машины. Таковой, например, стал реактивный фронтовой бомбардировщик Як-28. В 60-е годы он был носителем тактического ядерного оружия. Или палубный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Был в истории компании и среднемагистральный самолет Як-42, принимающий на борт 120 пассажиров.

Однако в народном сознании фирма запечатлелась как производящая истребители. Не случайно, Высоцкий избрал в качестве «главного героя» одной из своих военных песен «Як-истребитель».

История разработки УБС Як-130 чем-то напоминает ситуацию, воспроизведенную в рекламном ролике парных палочек «Твикс».

К концу 80-х годов эксплуатировавшийся в Советском Союзе парк учебно-тренировочных самолетов чешского производства L-39 «призыва» 1971 года изрядно поизносился. В связи с чем было решено начать разрабатывать самолет, который заменил бы «чехов». В тендере наряду с Яковлевым приняло участие и ОКБ Микояна. В конечном итоге МиГи проиграли, и создателям Як-130 дали зеленую улицу.

Однако возникло непреодолимое препятствие - в стране закончились деньги. И тогда ОКБ Яковлева предложило итальянской компании Alenia Aermacchi сделать самолет «на паях». Все шло нормально до того, момента, когда самолет был почти готов. Партнеры рассорились, и каждая компания начала создавать свой учебно-боевой самолет. Развод прошел цивилизованно: итальянцы полностью получили всю созданную документацию. В результате Alenia Aermacchi сделала свой УБС М-346. При этом, правда, итальянская компания немного скорректировала габариты планёра и добавила в него композитных материалов.

Яковлевцы доводили самолет до ума довольно долго, насыщая его новой авионикой, чтобы не ставить на борт устаревшую аппаратуру, созданную в 90-е годы. Первый полет был совершен 25 апреля 1996 года. В 2005 году на Як-130 рискнул «прокатиться» действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. Госиспытания завершились в 2009 году. И лишь в 2010 году самолет был принят на вооружение. Итальянский М-346 «встал в строй» на год позже.

Что касается учебных качеств Як-130, то в этом отношении получился самолет нового поколения. Он обладает прекрасными «педагогическими качествами» благодаря применению мощной бортовой цифровой системы управления КСУ-130. Все нюансы пилотирования задаются при помощи программы. Самолет можно запрограммировать так, что он будет воспроизводить особенности поведения того или иного конкретного истребителя - МиГ-29К, Су-34, Су-35… Можно даже задать режимы перспективного Т-50 ПАК ФА. Также есть возможность моделировать тактико-технические характеристики «иностранцев» - F-18, F-16 и даже F-22, а также европейских «Миражей», «Рафаэлей» и «Тайфунов.

При этом компьютер отслеживает действия пилота. Если это новичок, то он «прощает» ему множество ошибок, отменяя неверные действия. По мере накопления курсантом опыта, компьютер все меньше и меньше вмешивается в действия пилота. Более того, имеется возможность путем программирования задавать различные осложняющие пилотирование воздействия на системы самолета.

Для получения таких возможностей самолет сделан сверхманевренным. Переменного вектора тяги нет, но самолет умеет в воздухе очень многое. Например, не теряет устойчивости при угле атаки в 40 градусов. Способен автоматически без участия пилота выходить из штопора. Правда, скорость у самолета ограничена околозвуковой.

Як-130 имеет и прекрасные боевые возможности. Он способен применять как обычное вооружение, так и высокоточные ракеты. При этом имеется 9 точек подвески, что для столь легкой машины более чем достаточно. В равной степени эффективно можно использовать и ракеты «воздух - воздух» - Р-73, и «воздух - поверхность» - Х-25М, что достигается использованием современного прицельного комплекса на базе РЛС «Барс-130». Также возможно применение оптико-локационной станции.

Используются и кассеты неуправляемых ракет, пушечные кассеты и 250-и и 500-килограммовые бомбы.

У ОКБ с новой разработкой связаны грандиозные планы. Причем они не только продиктованы намерением компании расширять линейку, взяв в качестве базового самолета УБС, но являются ответом на пожелания представителей ВВС некоторых стран получить необходимые им машины. Наиболее проработан вопрос превращения самолета в штурмовик. Уже проведены работы по внедрению в бортовой комплекс лазерного дальномера-целеуказателя. И даже начались летные испытания штурмовой модификации. При этом в состав вооружения предполагается добавить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты.

Яковлевцы заявляют, что за счет использования совершенного бортового радиоэлектронного оборудования, которое для них модернизирует КРЭТ, штурмовой вариант самолета приблизится по возможностям к Су-25СМ. Разумеется, имея меньшую боевую нагрузку.

Есть у ОКБ желание создать на базе Як-130 и беспилотный ударный самолет. При этом утверждается, что он получится более эффективным, чем американский «Предатор» («Хищник»). Но, разумеется, это совсем уж далеко идущие планы. Также в ОКБ есть намерения создания разведчика и истребителя-бомбардировщика.

ЛТХ Як-130 и М-346 (Италия)

Длина: 11,5 м - 11,5 м

Высота: 4,64 м - 4,91 м

Размах крыла: 9,84 м - 9,72 м

Масса пустого: 4600 кг - 4610 кг

Максимальная взлетная масса: 10290 кг - 9500 кг

Тяга двигателей: 2×2500 кгс - 2×2850 кгс

Максимальная скорость: 1060 км/ч - 1060 км/ч

Скорость сваливания: 160 км/ч - н/д

Практический потолок: 12500 м - 13700 м

Практическая дальность: 1600 км - 2000 км

Дальность с ПТБ: 2300 км - 2700 км

Эксплуатационная перегрузка: 8g - 8g

Число точек подвески: 9 - 9

Российский учебно-боевой самолет (УБС) углубленной подготовки пилотов Як-130 в июле 2012 г. дебютировал на двух крупных авиационных шоу — Royal International Air Tattoo на базе ВВС Великобритании Фейрфорд и на авиасалоне в Фарнборо в Хэмпшире. В Великобритании демонстрировался Як-130 с бортовым номером «01» (серийный номер 62-00-01) производства НАЗ «Сокол» из Нижнего Новгорода. Самолет впервые полетел 30 апреля 2004 г., и б/н «01» является старейшим из четырех опытных Як-130, которые находятся в летном состоянии. Другими являются б/н «02» и «04», построенные на НАЗ «Сокол», и «134» — первый выпущенный в Иркутске. Як-130 пилотировался летчиками-испытателями КБ Яковлева Василием Севастьяновым и Андреем Воропаевым.

Международный дебют

Як-130 уже демонстрировался на авиакосмических салонах за пределами России. В 1995 г. и 1997 г. первый Як-130Д выставлялся на салоне в Ле Бурже. Затем в 2002 г. тот же самолет был представлен в Берлине на ILA и Украине («Авиасвит»). Первый серийный самолет «01» был выставлен на Ле Бурже в 2003 г. перед своим первым полетом. В 2005 г. б/н «02» был замечен на авиасалоне LIMA в Малайзии. Однако на всех этих салонах он выставлялся в статической экспозиции, а в Великобритании он впервые выполнил демонстрационные полеты на международных мероприятиях.

Кроме того, самолет-демонстратор Як-130Д сильно отличался от сегодняшнего Як-130 — программа активно развивается в течение последних лет. На предыдущих салонах самолет выставлялся только в виде прототипа. Теперь он находится на вооружении российских и алжирских ВВС, а «Иркутский авиационный завод» ведет выпуск большой партии самолетов этого типа. Предполагалось, что начиная с лета 2012 г. самолет будет активно выставляться на мировых авиасалонах в рамках продвижения продаж этого УБС.

«Кусачий» учебный самолет

Як-130 является самолетом углубленной подготовки. Это среднеплан с крылом со стреловидностью 31° и цельноповоротным стабилизатором. На нем установлена электродистанционная система управления (ЭДСУ) КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая позволяет управлять самолетом в соответствии с заранее запрограммированными показателями. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями разработки украинского КБ «Ивченко Прогресс» АИ-222-25 с тягой в 24,51 кН каждый. На земле и в ходе взлета-посадки основные воздухозаборники перекрываются подвижными заглушками и воздух поступает к двигателям через дополнительные воздухозаборники, расположенные в верхней части наплывов крыла. Это защищает работающие двигатели в ходе эксплуатации на неподготовленных аэродромах и позволяет избежать попадания внутрь предметов, которые могут их повредить.

Як-130 на шести пилонах может нести до 3000 кг боевой нагрузки, кроме того на законцовках крыла имеются два держателя для ракет «воздух-воздух», а под фюзеляжем расположен пилон, на котором можно подвесить контейнер с пушкой. В ходе своего вояжа в Великобритании самолет отлетал динамичную программу с впечатляющей боевой нагрузкой, которая включала два крупных блока 122-мм НУРС Б-13, две ракеты «воздух-воздух» Р-73, два 590-литровых небольших подвесных топливных бака и два смонтированных на законцовках крыла устройства выброса пассивных помех УВ-26М по 64 26-мм патронов в каждом.

Выбор боевой нагрузки показывает намерения КБ Яковлева и компании «Иркут» продвигать Як-130 на рынок не только как учебный самолет, но и как легкий ударный самолет. Глава инжинирингового центра «Иркута» Константин Попович на авиасалоне Фарнборо озвучил дальнейшие планы по расширению боевой нагрузки самолета. На сегодняшний день Як-130 может применять ракеты ближнего радиуса действия Р-73, УАБ с ТВ-наведением КАБ-500Кр, неуправляемое вооружение, включая ракеты и бомбы, а также подвесной пушечный контейнер НСПУ-130. После установки лазерного дальномера, которую должны осуществить в скором времени, точность вооружения увеличится.

Як-130 проиграл недавний тендер российских ВВС на перспективный ударный самолет. По информации источника в российской авиационной промышленности, «требования в первую очередь по бронированию и систем обороны оказались слишком высокими для самолета легкого класса». На тендере победил проект глубокого модернизированного штурмовика Су-25 массой 19,5 тонн, что почти в два раза выше такового у Як-130.

Однако «Иркут» продолжает работы над одноместной боевой модификацией самолета, рассчитывая на экспортных заказчиков, а также на то, что российские ВВС также будут закупать легкий ударный самолет. Одноместная модификация Як-130 получила индекс Як-133, ранее были известны двухместный Як-131 и сверхзвуковой Як-135. Первый прототип Як-133 будет построен в 2014 г.

Изменения в планере будут незначительными, заднее пилотское кресло будет заменено на дополнительный топливный бак и другое дополнительное оборудование. Двигатели будут увеличенной мощности — до 27,45 кН каждый по сравнению с сегодняшними тягой 24,51 кН.

На ударной модификации также будут установлены РЛС и оптико-электронный прицельный комплекс. По информации Константина Поповича, рассматривается как вариант бортовой РЛС, так и РЛС в подвесном контейнере. Получены предложения от трех российских компаний: «Корпорация Фазотрон-НИИР», «НИИП им. Тихомирова» и Холдинга «Ленинец».

РЛС ФК-130 разработки «Фазотрона» (индекс останется неизменным несмотря на модификацию) может быть миллиметрового диапазона для нахождения наземных целей, многофункциональной РЛС 30-мм диапазона с щелевой антенной или РЛС 30-мм диапазона с АФАР. Последний вариант является самым совершенным и самым дорогим: РЛС с АФАР может стоить примерно 10% от общей стоимости самолета, в два раза превышая стоимость других систем.

Подвесной оптико-электронный контейнер для Як-130 разрабатывается НПК СПП на базе модификации, создаваемой для индийских истребителей МиГ-29К.

Эти новые датчики позволят ударной модификации Як-130 применять противорадилокационную/противокорабельную ракету Х-31 и новую российскую ракету Х-38 с различными вариантами наведения, а также управляемые бомбы. Оружие класса «воздух-воздух» будет включать ракеты средней дальности Р-77М. Как подчеркнул Попович, устойчивость и управляемость Як-130 позволяют применять подобное вооружение.

Развитие

Первый полет самолета-демонстратора Як-130Д был совершен 25 апреля 1996 г. под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына. Изначально это был чисто российский проект, но сотрудничество КБ Яковлева с итальянской компанией Aermacchi привело к радикальному изменению проекта. Итальянцы хотели увеличить скорость самолета, уменьшить его размеры, оснастить его цифровой ЭДСУ и «стеклянной кабиной». В декабре 1999 г. данное сотрудничество прекратилось, но Aermacchi продолжило работу над проектом с целью производства собственного самолета M346 Master.

В марте 2002 г. Як-130 был выбран в качестве нового учебно-боевого самолета для российских ВВС, результатом чего стал заказ трех опытных самолетов со стороны министерства обороны России, которые должны были быть выпущены на НАЗ «Сокол». Первый самолет б/н «01» взлетел 30 апреля 2004 г. под управлением Романа Таскаева, спустя год в воздух поднялся б/н «02», а в 2006 г. — б/н «03». Так как третий прототип разбился в июле 2006 г., в июле 2008 г. он был заменен еще одним опытным самолетом б/н «04».

В мае 2005 г. российские ВВС заказали 12 серийных Як-130. Первые четыре самолета («90»—«93») были поставлены для переучивания в Центр боевой подготовки в Липецке в промежуток между февралем и апрелем 2010 г. Оставшиеся восемь самолетов (б/н «21»—«28») были отправлены в Борисоглебский учебный авиационный центр, который подчиняется Краснодарскому филиалу Военного учебно-научного центра ВВС и ведет подготовку будущих летчиков штурмовой и бомбардировочной авиации. Как и опытные самолеты, первые 12 серийных самолетов были собраны на НАЗ «Сокол». Самолеты постройки этого завода получили наименование Як-130.01.

В 2004 г. НПК «Иркут» приобрело КБ Яковлева и с тех пор Як-130 стал «его» самолетом. Корпорация решила перенести производство самолетов на Иркутский авиационный завод. По словам менеджмента «Иркута», «на ИАЗ имеются более современные станки, а производство на нем Як-130 обходится в два раза дешевле». Первый Як-130 иркутского производства б/н «134» поднялся в воздух 21 августа 2009 г. и сейчас находится в распоряжении КБ Яковлева для проведения испытаний.

Российские планы

Обучение военных летчиков в России длится пять лет. Первоначальная подготовка на легких «спортивных» самолетах желательна, но не обязательна. Летная подготовка начинается не третьем курсе и ведется на реактивном УТС Aero Vodochody L-39C Albatros. Спустя год определяется специализация летчика: будет ли он пилотом бомбардировщика, штурмовика, истребителя или транспортного самолета. На четвертом курсе ведется дальнейшая подготовка на L-39C, а в ходе последнего года обучения ведется углубленная и боевая подготовка на двухместных вариантах истребителей МиГ-29 и Су-27, штурмовика Су-25 или транспортного самолета Ан-26.

Як-130 в настоящее время интегрируется в самую активную часть боевой подготовки, заменяя учебные варианты боевых самолетов. Затем новые Як-130 будут использоваться для базовой подготовки, заменяя L-39C, чем и объясняется большое количество заказанных российскими ВВС машин. В декабре 2011 г. российское министерство обороны заказало 55 (и 10 в качестве опциона) Як-130 со сроками поставок до 2015 г., а ГПВ-2020 предусматривает закупку 240 Як-130 до 2020 г. Всего к началу нового десятилетия российские ВВС будут иметь более 300 Як-130.

ВВС также планируют создать пилотажную группу на Як-130. Корпорация «Иркут» предлагает передать для нее первые серийные самолеты, выпущенные на НАЗе, сняв с них все лишнее оборудование.

Модернизация программного обеспечения

Как у многих других самолетов, начало практической эксплуатации Як-130 не было лишено сложностей. Один из четырех опытных самолетов (б/н «03») и один из первых предсерийных самолетов (б/н «93») разбились. В обоих случаях причина катастрофы связывалась с ЭДСУ. В результате программное обеспечение было кардинально изменено, фактически переписано с нуля. Во второй половине 2011 г. самолетами «04» и «132» с новым программным обеспечением были выполнены десятки полетов, в результате чего наложенные ранее ограничения на разрешенный угол атаки, асимметричную подвеску вооружения и использование пушки против воздушных целей были сняты.

Были введены дополнительные режимы в систему управления полетом, включая возможность перепрограммирования управляемости самолета. Система управления теперь может переключаться в один из трех режимов, позволяя Як-130 имитировать базовые характеристики маневренного легкого (МиГ-29) или тяжелого истребителя (Су-27).

Внутренние и экспортные заказы

Первый экспортный контракт на Як-130 был подписан с Алжиром, который в марте 2006 г. заказал 16 самолетов. 28 ноября 2011 г. на борту военно-транспортного самолета Ан-124 они были доставлены из Иркутска в Алжир. В течение следующих нескольких недель за ними последовали оставшиеся 13 УТС.

Затянувшиеся испытания самолета вызвали серьезные задержки в реализации контрактов как для России, так и для Алжира. Только в конце 2011 г. удалось решить все самые серьезные вопросы и производственная линия в Иркутске стала выпускать самолеты в регулярном темпе.

После поставки первой партии самолетов в Россию и Алжир были подписаны еще несколько крупных контрактов. Первый из них предусматривал поставку 55 самолетов российским ВВС, о нем уже упоминалось выше. А в декабре 2011 г. 36 самолетов были заказаны Сирией. Переговоры с этой страной шли несколько лет. 20 мая 2008 г. сирийские пилоты выполнили ознакомительные полеты на Як-130 в Жуковском. Российские официальные лица неохотно говорят о сирийском контракте из-за текущей политической ситуации вокруг этой ближневосточной страны.

В январе 2010 г. шесть самолетов заказала Ливия (с опционом еще на шесть). , но этот контракт был приостановлен из-за свержения режима Каддафи. Остается непонятным, проявят ли новые ливийские власти интерес к закупке этого самолета.

Между тем «Иркут» ведет предварительные переговоры о продаже Як-130 с десятком стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 2011 г. отдельные показы велись для вьетнамской и иракской делегаций, а также в постсоветских республиках, на весьма продвинутой стадии находятся переговоры с Казахстаном и Беларусью (в декабре 2012 г. контракт с последней на четыре самолета был подписан — П.2). Также возможен новый заказ со стороны Алжира, так как в первом контракте предусматривался весьма крупный опцион.

На сегодняшний день производственная линия позволяет вести выпуск 30 Як-130 в год. Руководство «Иркута» подтвердило, что для выполнения существующих и потенциальных контрактов потребуется дополнительная производственная площадка.

Оригинал публикации: Air International, September 2012 — Piotr Butowski

Подготовил Андрей Фролов

В российских ВВС продолжается освоение новых учебно-боевых самолётов Як-130 , предназначенных для замены чешских учебных самолётов L-39 Albatros. «Альбатросы» более 40 лет служили и продолжают служить для подготовки пилотов во многих странах мира, но уже не удовлетворяют требованиям текущего дня. Для их замены в России был создан новый учебно-боевой самолет Як-130, обеспечивающий высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит летать на истребителях поколения 4+ и авиакомплексах пятого поколения (, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, ).

Самолет Як-130 оснащён электродистанционной системой управления , которая способна самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. При этом максимальный угол атаки составляет 35 градусов.

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 5700 кг
Максимальная взлётная масса: 10290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Тяговооружённость: 0,9

Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом - 2-4 шт
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 - 2-4 шт
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 - 2-4 шт
Бомбы: корректируемые и обычные

Двигательная установка самолёта состоит из двух современных экономичных двигателей АИ-222-25 , обеспечивающих Як-130 высокую тяговооруженность, и вспомогательной силовой установки, повышающей автономность эксплуатации самолета. Кабина, оборудованная большими (15х20 см) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянная кабина», а органы управления – концепции HOTAS.

Важной особенностью Як-130 является возможность имитации для обучаемого пилота реальной боевой обстановки . На многофункциональном индикаторе в реальном времени имитируются метки целей от РЛС, сообщения об отказах оборудования и прочее. Ресурс планера у самолёта Як-130 составляет 10000 часов, а срок службы – 30 лет . При этом эксплуатация самолета осуществляется «по состоянию», что существенно снижает эксплуатационные расходы. Российские специалисты подсчитали, что стоимость эксплуатации Як-130 в 6-7 раз ниже, чем, например, МиГ-29УБ .

Помимо использования в качестве учебного Як-130 может эффективно применяться как лёгкий боевой самолёт . В номенклатуре применяемого вооружения управляемые ракеты «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески .

Кстати, выбор этой машины в качестве перспективного учебно-тренировочного самолёта фронтовой авиации для ВВС России не в последнюю очередь был обусловлен именно тем, что Як-130 является учебно-боевым самолётом, способным работать в качестве лёгкого штурмовика.

Помимо ВВС России покупателем самолёта является Алжир. Эта страна должна получить 16 Як-130, заказанных в рамках крупного контракта на поставку авиатехники российского производства, включающего также многофункциональные истребители Су-30МКА. Интерес к новому российскому учебно-боевому самолёту проявляют во многих зарубежных странах. Неплохо он вписался бы и в ВВС среднеазиатских и закавказских государств.

Простота конструкции самолета, высокая надежность силовой установки и бортового оборудования, большой ресурс, возможность автономного базирования, а также простота обслуживания в сочетании с низкой стоимостью расходов на эксплуатацию и превосходными летно-техническими характеристиками позволяют проводить на самолете Як-130 высокоэффективную подготовку пилотов в короткие сроки, а также решать различные боевые задачи. Без сомнения, новый российский учебно-боевой самолёт ждёт не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

/По материалам oborona.ru и ru.wikipedia.org /

Як-130 – учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ Яковлева вместе с компанией Aermacchi. Машина была предназначена для замены в Военно-воздушных силах РФ учебно-тренировочных самолетов Л-39.

Конструкторы – Виталий Нарышкин, Николай Долженков и Константин Попович. Из-за разногласий совместная разработка была прекращена, в результате чего каждая из компаний должна была самостоятельно реализовать свою концепцию. Як-130 – новый самолет (а не модернизированная версия существующей модели), построенный в РФ после распада СССР. В тендере на поставку ВВС Як-130 одержал победу над МиГ-АТ.

История Як-130

В конце 1980-х годов был объявлен конкурс на создание нового УБС. Новый самолет должен был стать двухдвигательной машиной для полной подготовки летчиков от первоначального обучения до особенностей боевого применения и поддержания в строевых частях летных навыков.

Як-130 видео

ВВС отдали предпочтение двум проектам: МиГ-АТ и Як-130. Для создания нового самолета понадобилось больше денег, которых не имели ни Министерство обороны, ни разработчики, поэтому самолеты разрабатывались вместе с иностранными компаниями: с французскими − МиГ-АТ, с итальянской − Як-130. По причине разногласий с итальянским партнером разработка Як-130 на последнем этапе завершилась. Итальянская компания получила всю техническую документацию и конструкцию на планер самолета, в результате чего выпустила свой учебно-тренировочный самолет под обозначением – М-346.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 25 апреля 1996 г. Им управлял Андрей Синицын – опытный летчик-испытатель.

На Як-130 в феврале 2005 г. совершил полет Владимир Михайлов (действовавший на то время главнокомандующий ВВС России). ГСИ были завершены в декабре 2009 года.

Задачи самолета Як-130

Основные задачи Як-130 включают обучение курсантов: взлет-посадка, навигация, пилотирование, выполнение сложных маневров, получение навыков действий при ошибках летчика и отказах авиационной техники, действий на предельных режимах полета, полеты в сомкнутых боевых порядках в условиях визуальной видимости и днем, обучение навыкам выполнения оборонительных и наступательных маневров, освоение систем отработки и основ боевого применения по воздушным и наземным целям.

Як-130 обладает системой имитации режимов боевого использования, которая позволяет отрабатывать бой (без стрельбы настоящими боеприпасами), взаимодействие между воздушными машинами, ракетно-бомбовые удары по различным наземным целям, включая имитацию ПВО противника. Также у самолета есть 9 точек подвески для контейнеров с ракетами и пушками и для подвесных топливных баков.

Самолет в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика – уничтожать малоскоростные воздушные цели и отдельные наземные объекты.

Особенности Як-130

Самолет имеет КСУ-130 (цифровая комплексная система управления), которая была разработана в МИЭА. На нее ложатся функции системы безопасности полета и автоматического управления, которая позволяет на учении имитировать характеристики управляемости и устойчивости других самолетов. Позволяет вести подготовку пилотов на самолеты четвертого и пятого поколения (МиГ-29 , Су-30 , F-15 и F-16 , F-22 , F-35 , Eurofighter Typhoon и Rafale). Самолет обладает электронной индикаций, в основе которой лежат три жидкокристаллических МФЦИ размером 15х20 см. В передней кабине на лобовом стекле есть индикатор.

Як-130 видео

Для увеличения ремонтопригодности пришлось отказаться от композитов, все составляющие планера делают из легких алюминиево-литиево-магниевых сплавов (как известно, на Aermacchi M-346 эти композиты присутствуют). Як-130 может взлетать с малоподготовленных аэродромов.

За все время полета от Армавира до Иркутска Як-130 расходует меньше 7,6 т авиационного топлива. Данный показатель меньше по сравнению с любым самолетом, который состоит на вооружении ВВС РФ.

Производство Як-130

Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на заводе «Сокол» запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).

Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.

Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.

В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.

Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.

Перспективы Як-130

Потребность ВВС РФ в Як-130 оценивается 250 единиц, в свою очередь потребность мирового рынка составляет 2500 единиц. Самолет позиционируется в качестве учебно-тренировочного комплекса, предназначенного для освоения истребителей Су-30МК во время поставок на экспорт.

Данные самолеты в перспективе должны заменить устаревший парк машин чехословацкого производства L-39. По мнению экспертов, это должно произойти через 10-13 лет.

Большинство из L-39, используемых в РФ в качестве самолетов для обучения и тренировки курсантов, давным-давно отлетали свой ресурс. Поэтому в СССР в конце 1980-х был объявлен тендер на создание учебно-тренировочного самолета. В 1999 году было завершено серийное производство L-39, а современную версию самолета L-159 Министерство обороны в результате изменения геополитической ориентации Чехии, а также ее переходов в лагерь вероятного противника.

После того как в 2011 году было решено передать производство в Иркутск, предприятие решило создавать легкий штурмовик с высокоточным вооружением и РСЛ на основе Як-130. Самолет будет иметь РЛС «Барс-130».

Як-130 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 9.72
Длина самолета,м 11.49
Высота самолета,м 4.76
Площадь крыла,м2 23.52
Масса, кг
пустого самолета 4500
нормальная взлетная 6350
максимальная взлетная 9000
Топливо, кг
внутренние топливо 850-1750
ПТБ 600
Тип двигателя 2 ТРД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S)
Тяга, кгс 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч 1000
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия, км 1315
Практический потолок, м 12500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 3000 кг на 6 узлах подвески
Возможна подвеска:
454-кг и 227-кг бомбы (Mk.83 и Mk.82 на АЕМ-130),
УР воздух-воздух Р-73 (AIM -9L/M на АЕМ-130),
УР воздух-земля (AGM-65 на АЕМ-130),
ПКР (Marte Mk-2A на АЕМ-130),
контейнеры с 23-мм или 30-мм пушками, ПУ НУР,
контейнеры с разведовательной аппаратурой (для АЕМ-130 - VICON-601) или аппаратурой РЭБ (для AEM-130 ELT-55)


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения