Про семейное счастье и отношения

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Стыд и совесть» - классный час.

Цели:

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

  1. Вопрос – тест.
  2. Интерактивная беседа.
  3. Анализ анкет.
  4. Словарная работа «Стыд и совесть».
  5. Игра «Чего нужно стыдиться»?
  6. Ситуации выбора.
  7. Упражнения для совести.

Ход классного часа.

Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Анализ анкет. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет.

7 человек не смогли объяснить эти понятия, 6 человек пытались рассуждать и понимают, когда человеку бывает стыдно и совестно. 12 человек сумели найти, подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:

Чувство огорчения;

Чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;

Чувство, которое мучает тебя;

Чувство, которое есть не у всех;

Это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.

Настя Галкина пишет: «Это внутренний голос человека, который заставляет его говорить правду».

Аня Девятерикова пишет: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно. Действительно эти понятия тесно связаны друг с другом

Словарная работа. «Стыд и совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: (слайд № 3)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете (слайд № 4).

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными (слайд № 5).

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 6).

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 6). Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 7).

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Настя Галочкина и Саша Ромашова нашли много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них (слайд № 8, 9).

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель : а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твоё «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность.

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Упражнения совести. «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель . Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

Нужно объявит бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель . Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стыд и совесть Классный час

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, Честь. Александр Яшин.

совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», « совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

«стыд » - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»

Как не мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. От человека утаишь, от совести не утаишь. Жизнь дана на добрые дела. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. Правда, как оса, - лезет в глаза. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И. Кант Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б. Франклин Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Т агор Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Л.Н.Толстой Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. М.А.Горький В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье ΙΙΙ


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ

(ООА)

Классный час

по теме «Совесть» в 3 классе

Саламаха Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 5

89143834524

salamonya 1@ mail . ru

город Зея,

2015 год

Краткая аннотация: разработка классного часа посвящена теме «Совесть». Во время занятия дети отвечают на вопросы: Что такое «Совесть»? Какие чувства сопутствуют голосу совести? Нужна ли человеку совесть? Что значит выражение «поступать по совести»? Какая совесть бывает чиста? Раскрывают смысл пословиц. Рисуют символ Совести. Учащиеся работают индивидуально, в группе и парах. Разработка будет полезна классным руководителям.

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

Список литературы 9

Приложения 10

Введение

Актуальность темы духовно-нравственного развития детей на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Разработка различных работ по воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей считается очень важной задачей.

Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой.

Основная часть.

Классный час по теме «Совесть». 3 класс

Цель и задачи: помочь учащимся осознать чувство совести , как одно из морально - этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть , стыд, раскаяние.

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ход занятия

    Организация деятельности (настрой на урок)

    Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня к нам в гости пришёл знакомый вам мультипликационный герой. (Лунтик).

Учитель вывешивает рисунок Лунтика.(Приложение 1)

А какой Лунтик по характеру? (Самый любопытный, любознательный, дружелюбный).

Вот и сегодня Лунтик попал в необычную ситуацию, которая его заинтересовала. Давайте посмотрим фрагмент этого мультика.

Смотрят мультфильм (до слов «а что такое совесть?»)

Ребята, так чего не знает Лунтик?

А теперь назовите цель нашего урока, используя слова - я узнаю, - я выясню и т.д . (Слова вывешиваются на доске).

Так вот, сегодня во время нашей с вами беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

3. Открытие учащимися нового знания

А как вы думаете, что такое совесть, как бы вы объяснили значение этого слова? (Выслушиваются мнения детей).

А где можно посмотреть значение этого слова? (Поиск определения в словаре Ожегова).

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этого понятия, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этим словом?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Разбор каждого выражения. Работа в парах, каждой паре даётся выражение, которое они обсуждают, а затем объясняют, как они понимают это выражение.

Так что же такое совесть?

Нужна ли человеку совесть?

Что значит выражение «поступать по совести»?

Какая совесть бывает чиста?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа в группах:

1группа. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

    Совесть - глаз народа.

    Без совести и при большом уме не проживешь.

    От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Раскрывают смысл пословиц

2 группа. Подберите слова близкие по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Стыд, добросовестность, ответственность)

Раскрыть смысл данных слов.

3 группа. Подберите слова противоположные по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Бессовестность, наглость и т.д.)

Раскрыть смысл данных слов.

Вывод: «Корзина идей». На доске корзина, учитель мелом записывает над ней слова, которые говорят дети, обсуждают. (Приложение 2)

- Так давайте объясним Лунтику, какой должен быть человек, который живёт по совести? (Отзывчивый, культурный, дисциплинированный, честный, добросовестный, добрый, искренний).

5. Самостоятельная творческая работа.

Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети рисуют свой символ совести, затем обсуждают что изобразил каждый).

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.

6. Итог урока

Давайте подведём итог нашему занятию.

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, - побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Для достижения этих задач на классном часе используются групповая работа, работа в группе, Я-задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа № 6»

«Совесть – это наш внутренний судья»

Разработала: Онякова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

п. Междуреченский

2013 год

Личностно-ориентированный классный час

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Цель:

Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы: толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, карточки для групповых заданий и заданий в парах, записные книжки учащихся, музыка для релаксации при выполнении заданий.

Ход классного часа

  1. Организационно-мотивационный момент.

Классный руководитель (читает начало стихотворения):

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?

Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Как обычно, в ходе нашего классного часа вы можете делать для себя записи в своих записных книжках.

2. Актуализация первичного опыта.

Как вы понимаете значение этого слова?

(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.

Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям

словарей С.И. Ожегова и В.И.Даля.

1 ученик: В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Слово классного руководителя: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

2 ученик: В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

  1. Актуализация обогащаемого опыта.

Слово классного руководителя: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?

Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.

Работа в группах:

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы - есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо). На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).

Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Обращаются к записи на доске:

Бедность своих родителей;

Неряшливый вид;

Аккуратная, но не модная одежда;

Пренебрежение к окружающим;

Высокомерие;

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Нецензурные выражения.

Чего-то ещё)

Вычеркните лишнее и дополните получившийся список. (Учащиеся дополняют список, делают записи в своих записных книжках).

А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?

Работа в парах.

Классный руководитель организует работу в парах: учащиеся получают карточки с качествами характера: честность, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, эгоизм, корыстолюбие, жестокость, равнодушие, леность, лживость, грубость и др. Учащиеся должны выбрать те, что совместимы с понятием «совесть»

  1. Актуализация закрепляемого опыта.

Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.

Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)

Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. Выберите эти качества, дополните их список.

Работа в группах.

Задание: полученные карточки с названиями чувств и их проявлением разложите на две группы. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина) (Притчу читает заранее подготовленный ученик) .

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Литература:

  1. М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.
  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.

Замысел. Дети уточняют свои представления о совести, о совестливых и бессовестных людях, рассуждают о том, зачем человеку совесть. На примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассматривают поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.

Учитель. Что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно. Чувство стыда — это показатель наличия совести у человека. Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель . Народ придумал много крылатых выражений, пословиц

о совести:

совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть со стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; знает кошка, чье мясо съела; угрызения совести

и об ее отсутствии:

хоть наплюй в глаза: ему все божья роса; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

➢ Не обидит слабого, старого, малого.

➢ Не влезет без очереди.

➢ Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

➢ Не свалит свою вину на другого.

➢ Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

➢ Не выгонит из дома состарившегося пса.

➢ Не будет радоваться чужому горю.

Учитель . О том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.

В семье бережно хранились вещи погибшего отца. Сын нечаянно разбил чашку, из которой всегда пил чай папа, но обманул маму, свалив свою вину на собаку Бума. Мама в холодную дождливую ночь выгнала Бума на улицу. Мальчик всячески уговаривал ее впустить собаку в дом, но та была неумолима. Мама сразу почувствовала, что сын обманывает, и ждала его признания, переживая и за сына, и за собаку, мокнущую под дождем. Но мальчик не решался сказать правду. Вот как описывает В. Осеева переживания ребенка.

«За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном... Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...»

Когда все осталось позади, каждый из трех героев долго не мог уснуть и думал о своем «почему». Бум думал о том, почему его выгнали, а потом впустили и обласкали. Мама думала о том, почему сын не сказал ей правду сразу. А мальчик думал о том, почему мама не стала его бранить, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил не Бум.

Учитель . Как вы думаете, почему мальчик не признался сразу? Почему мама после признания сына не стала бранить его? Есть ли совесть у этого мальчика? Кто может сказать, какого цвета совесть? А где она находится? Если совесть мучает, как ее успокоить? (Загладить вину: попросить прощения, покаяться, совершить хороший поступок.) Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверно, для того, чтобы человек смог оставаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьей самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Повторю, мы все временами совершаем ошибки. От них никто не застрахован. Но давайте учиться признавать их — это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»

«Совесть-мерило нравственности» Сидорова Н.М.

Совесть-мерило нравственности

(нравственный час общения для старшеклассников)

Классный руководитель 9 класса

МОУ «Стемасская средняя

общеобразовательная школа»

Сидорова Н.М.

Цель: Формирование чувства совести.

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Воспитательные средства:

    Анкетирование «Совесть в жизни человека» и анализ анкеты.

    Рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

    Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»

    Муз. Вступление (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

    Детская Библия

    Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990.

    Презентация «СОВЕСТЬ».

Оборудование:

    компьютер,

    мультимедийный проектор,

    музыкальный диск «Шедевры зарубежной классики».

Оформление посещения.

Столы расположены по периметру класса, в центре располагаются цветы, около доски расположен экран для проекционной системы, слева от экрана расположен стол, на котором расположен компьютер и мультимедийный проектор. Во время проведения классного часа на экран проектируются слайды с основными высказываниями, вопросами и т.п.

Литература:

А.П. Гайдар «Совесть»

Воспитание школьников,№3,1994

Детская Библия,

Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

«Учи жить по человечески», Йошкар-Ола,2002

      I Этап.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:

1. Определение темы.

2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

    Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

    Что ты сделал тогда?

    А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».

4. Подбор материала.

Роли и поручения детям:

    Подготовить пословицы и поговорки о совести.

    В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.

    II Этап.

Проведение класса общения.

Вступительное слово учителя.

Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая могла случиться с каждым из вас.

(звучит рассказ Гайдара «Совесть»)

    Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?

    В чём проявляется совесть?

    Каковы пути формирования совести?

Вот об этом я хотела бы поговорить сегодня с вами и вместе ответить на вопрос: «Совесть – мерило нравственности?»

Звучит музыка (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.

Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным.

Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть .

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

    «Совесть без зубов, а грызёт»

    «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»

А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете?

(дети называют)

Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда» . Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Вот что писал о совести поэт Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть». Что же такое совесть?

(Высказывания детей )

А сейчас, ребята, я хотела бы вас познакомить со стихотворением поэта Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливый издавна зовётся

В народе русская душа.

Совесть- это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.

    Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

    Что ты сделал тогда?

    А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

(анализ анкеты)

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.

«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».

(ответы детей)

Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».

-Что означает выражение : «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам самой мамаша, как бы после не наплакаться…»

«Так у нас повелось: в семь лет - сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы положено…»

Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

-Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?

(ответы детей)

Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».

Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок?

(ответы детей)

Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или преднамеренно.

Вместе с тем есть люди с больной совестью.

-Как вы понимаете выражение « больная совесть»?

(ответы детей)

У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.

-Какие правила человеческого общежития, общения записаны в них?

(дети называют 10 Заповедей)

    Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

    Не произноси имя Господа Бога твоего, напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой- суббота Господу, Богу твоему.

    Почитай отца твоего и мать твою, что бы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство стыда и раскаяния - неприятное чувство.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - всё это неотделимо от совести.

-Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого человека.

(предложения детей записываются на доске)

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

(рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», читает учитель литературы)

На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.

Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Подошел к концу наш час общения. Мы сегодня с вами много говорили о таком нравственным качестве человека, как СОВЕСТЬ. И так, ребята, совесть-мерило нравственности?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения