Про семейное счастье и отношения

Когда я еще не была мамой, мне казалось - зачем идти с малышом в магазин? Особенно с малышом, который хочет все потрогать, пощупать, потянуть на себя и везде побегать. Особенно когда вечер и малыш хочет спать. Есть же бабушки, няни, папы, другой день, бебиситтеры и прочие возможности.

Жизнь внесла коррективы в идеальный мир идей. Когда на три недели нет бабушки и дедушки, а няня - не вариант, потому что, чтобы приучить к няне, малыша нужно долго с ней знакомить, идешь в магазин с ребенком. И на каждом повороте оглядываешься, топает ли малыш с тобой, потому что в коляске по такому интересному месту он ездить не хочет.

Когда я еще не была мамой, я махала кулаками и утверждала, что ни за что и никогда не дам ребенку в руки планшет.

А потом наступил момент, когда мне надо было заканчивать срочную работу. И у меня был час времени, чтобы ее закончить, а ребенок категорически не хотел понять, почему у мамы есть более важные дела, чем замечательный плюшевый мишка, которого можно надеть на руку и поиграть с не менее замечательным кротиком (который тоже надевается на руку). И планшет поступил в распоряжение ребенка (впрочем, мама уже через 7 минут стала более актуальной, чем рыбки из английской развивашки). А потом наступил момент, когда надо было стричь ногти. И планшет снова был извлечен с верхней полки, потому что отвлечь ребенка от процесса не получалось никак.

Когда я еще не была мамой, я говорила, что мультики - только с трех лет. Раньше - ни за что!

А потом во время одной нашей прогулки на все уговоры идти домой ребенок отвечал слышным на всю вселенную негодованием и непонятно где усвоенными приемами дзюдо и таеквондо. И только обещание показать кошечек, лошадок и козляток вдруг выключило сирену человеческого происхождения и дало возможность привести любимое чадо домой и даже покормить.

Когда я уже стала мамой и поняла, что мультик вечером - это неизбежно, я хотела использовать эти 10 минут на то, чтобы принять душ. Или убрать ванночку после купания. Или хотя бы поставить чайник.

Стоило мне подняться с кровати, как мультик для чада переставал существовать. И меня усаживали назад, для верности брали за палец, а для надежности придавливали сверху всем телом - так не сбежишь.

До того, как я стала мамой, мне казалось очень многое. Но когда я стала мамой, я поняла только одно - дети разные. И родители разные. И никто не может сказать, что надо делать в том или ином случае. Когда надо, сажаешь ребенка в машину и едешь по пробкам в поликлинику, потому что никто, кроме тебя, не сможет отвезти ребенка к врачу. Идешь с ним в торговый центр, потому что надо купить подарок подруге, а оставить дитя не с кем. Покупаешь ребенку игрушку не потому, что ты такой бесхарактерный, а потому, что хочется порадовать малыша после долгой и тяжелой дороги. Разве вы не мечтали в детстве о волшебной палочке? И вот есть возможность стать волшебником!

К чему это я? Когда вы видите маму, чьи действия не соответствуют вашим представлениям об идеальном материнстве, попробуйте не осудить, а понять ее. И - было бы совсем замечательно - улыбнуться.

Оригинальный текст размещен на сайте matrony.ru. Автор - Александра Матрусова

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет.
(6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род.в 1967 г.) современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно
больше доказательств, располагая их в определённой последовательности»
.

Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось… ) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать… ), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны… ), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом… ). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: .

15.3Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».

План сочинения 15.2

Введение

«Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни» . Герой текста Евгения Гришковца стоит перед выбором профессии –главным выбором своей жизни, который определяет будущее. Но он не знает точно, чего хочет. Главное, чтобы его жизнь была настоящей, интересной, перспективной. Герой хочет жить так, как ему нравится, иметь то, что он хочет и приносить удовольствие.

Аргумент 1

Герой четко знает, какие профессии ему не подходят (медицина, точные науки) (предложения 12, 16-20)

Аргумент 2

Институт культуры. Молодой человек сразу почувствовал «скуку и безрадостность». Увидев, что выступления никому не нужны, он отказался от мысли поступать в институт (предложения 23-27)

Вывод

Выбирать будущую профессию нужно самому, без настояния родителей. Потому что профессия должна быть по душе и приносить удовольствие.

Маргарита, 9 кл.

      Напишит е сочинение-рассуждение , раскрыва я смыс л высказывани я известног о филолог а и философ а А . А . Аверинцева : «Задач а автор а рассуждени я - как можно убедительнее обосноват ь сво ю точк у зрения . Дл я этог о необходим о приводит ь ка к можн о больше д оказательств , располага я и х в определённо й последовательности» . Аргументиру я свой ответ , приведит е 2 пример а и з прочитанног о текста . Привод я примеры , указывайт е номера нужны х предложени й ил и применяйт е цитирование.

В ы может е писат ь работ у в научно м ил и публицистическо м стиле , раскрыва я тем у на лингвистическо м материале . Начат ь сочинени е В ы может е словам и А . А . Аверинцева.

      Напишит е сочинение-рассуждение . Объясните , ка к В ы понимает е смыс л финал а текста:

«Хотелос ь весёлой , интересной , настояще й жизни . Г лавное - настоящей , все м существо м -

жизни».

Приведит е в сочинени и 2 аргумент а и з прочитанног о текста , подтверждающи х Ваши рассуждения.

Привод я примеры , указывайт е номер а нужны х предложени й ил и применяйт е цитирование.

      Ка к В ы понимает е значени е слов а ВЫБОР?

Сформулируйт е и прокомментируйт е данно е Вам и определение . Напишит е сочинение - рассуждени е н а тем у «Чт о тако е выбор» , взя в в качеств е тезис а данно е Вам и определение. Аргументиру я сво й тезис , приведит е 2 примера-аргумента , подтверждающи х Ваши рассуждения : оди н пример-аргумен т приведит е и з прочитанног о текста , а второ й - из Вашег о жизненног о опыта.

      От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Именно об этом и говорил известный филолог А.А. Аверинцев: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

Обратимся к тексту Евгения Гришковца и попробуем на примерах доказать, что последовательность изложения играет большую роль в успешности рассуждения. Приведенный http://vk.com/egeogeprodam - Ответы ОГЭ по Русскому языку

отрывок из произведения Е.Гришковца написан от первого лица и может расцениваться какмонологический текст. Герой рассказывает нам о своих размышлениях по поводу предстоящеговыбора профессии. Основноймыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль отом, что мальчику очень хотелось, чтобы этот выбор позволил ему жить«настоящей»жизнью.Этамысль, сосредоточенная в предложениях 32-34,является своего родавыводом из монолога одетстве автора, который представленпредложениями 1-31.На протяжении всего текстаавтор последовательно доказывает свою точку зрения. Так, в предложениях 5-12 герой обосновывает, почему не может заниматься точныминауками. Впредложениях 16 - 20 вскрываются причины, по которым ему вряд ли удастся заняться медициной.Далее идут размышления об институте культуры, но «отсутствие надежды нарадость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры»(предложение 27).

Так, последовательно и убедительно автор доказывает свою точку зрения, приводя примеры,доказательства. Именно поэтому можно согласиться с высказываниемА.А. Аверинцева о том,чтодля доказательства своей точки зрения автору «необходимо приводить как можно большедоказательств, располагая их в определённой последовательности».

      Жить полнокровной жизнью удаётся не всякому.Некоторые люди, сдетства привыкая плыть по течению, так ине находят своего пути,своего единственного предназначения, а без правильного выбораневозможна«интересная,настоящая жизнь». Об этом иговорится в финалетекста Евгения Гришковца.

Рассказчик,размышляя о выборе своего жизненного пути, приводит собственный опыт: сначалаон пытался сделать выбор под влиянием родителей, чертежи которых манили какой-то загадочностью (предложения номер 1 и 2).Потом ему хотелось поближе быть к дяде ибрату, которых он любил (предложения номер 16-18).Молодой человек попытался найти свою нишу,наблюдая студенческую жизнь института культуры,но и тут увлечение оказалось недолгим, потому что не было внутренней тяги к этим занятиям.

Иногдамы делаем выбор, стараясьне сильно перетруждать себя.Именно этого хочет герой.Новместе с тем, он мечтает о жизни,наполненной смыслом, а значит естьнадежда, что он всё-такинайдёт свой собственный путь.

      Жить полнокровной жизнью удаётся не всякому.Некоторые люди, сдетства привыкая плыть по течению, так ине находят своего пути,своего единственного предназначения, а без правильного выбораневозможна«интересная,настоящая жизнь».

О том, как сделать правильный выбор,размышляет герой Евгения Гришковца.Сначала он пытался сделать выбор под влияниемродителей.Потом ему хотелосьпоближе быть к дяде и брату, которых он любил. Иногдамы делаемвыбор,стараясьне сильно перетруждать себя.Именно этого хочет герой.Но вместе стем, онмечтает о жизни, наполненной смыслом, а значит естьнадежда,что онвсё-таки найдёт свой собственный путь.

Свой первый серьёзный выбор предстоит сделать и нампосле окончания девятого класса. Ивыбор этот у меня,например,возник не сегодня,не сию минуту. Ядавно мечталасвязать своюжизнь смедициной, чтобы приноситьпользу людям,чтобы помогать им, когда, кажется, нет спасения от боли и страдания.Вот почему я иду в медицинский колледж.Надеюсь, что у меня всё получится - я смогу осуществить свою мечту и быть счастливым человеком, утром идя на работу, а вечером -домой.

(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то...

(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.

– (7)Привет, – говорит Верочка и поёживается. – (8)Холодно ещё... (9)Дай куртку.

(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.

– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.

– (17)Но как же я... (18)Вера, мне же... (19)Ну, неудобно...

– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!

– (22)Брось, Верк... (23)Не надо...

– (24)Сейчас же встань на голову!

– (25)Ну, пожалуйста... (26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

– (28)Кто главный? – спрашивает она.

– (29)Ну, ты...

– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!

(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.

– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.

(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется...»

(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

(52)Она нехотя берёт голубой флакон.

– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?

– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке... посмотри в кармане.

– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! – (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.

– (60)Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61)Что это?

– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.

– (64)Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65)Это...

– (66)Кто главный?

– (67)Верка, перестань!

– (68)Ах, так? – (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...

– (71)Верка! (72)Отойди!..

(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.

(По Э. Шиму)*

* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930–2006 гг.) – русский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

одежда слов» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама? — Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить! — Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше! — Не надо, — сказала мать, — не надо! А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая. — Ну что ж! — сказал Артем. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро? — Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь. — Я чуть-чуть, — соглашался Артем. — А ты по мне дома не скучай! — Не буду, сынок, я не буду скучать. — Нет, ты немножко скучай, — сказал Артем. — Так лучше тебе будет, — а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу. — А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев нынче испеку. — Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артем. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся! — Да уж ладно! — засмеялась мать Артема. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру! — Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артем. — Гляди, как я дышу, так и ты. Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать. — А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь? — А то будто! Вон она! — Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет. Артем задумался. — Нету, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем, — она чужая. — Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна. Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!» На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его. «Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами. Артем узнал собаку Жучку. — Жучка, это ты? — Р-р-р! — ответила собака-волк. — Тронь только! — сказал Артем. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она — виднеется! — Ммм, — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом. — Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артем и пошел дальше. Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно. — Это ктой-то еще? — напугался было Артем. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь! Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями. — Спрятался? — сказал Артем. — Покажись только! На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух. — Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет! Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!» — Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артем и выбежал на середину улицы. На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили. — А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни. А еще двое говорили: — Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал! — А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок! — Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили. «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю! Убегу я домой!» Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок: — Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему: — А ты чего? Оробел, что ли? — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору. — Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама! Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой. В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях. — Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик. — Я не толстый! — ответил Артем. — Это меня орел укусил, я раненый. Он сошел с коленей учительницы и сел за парту. — Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи! — А вот тута! — Артем показал ногу, где гусак его защемил. Учительница оглядела ногу. — До конца урока доживешь? — Доживу, — обещал Артем. Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь, — вот бабушка Дарья весною враз померла — не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дома ушел, мало ли что бывает. Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него: — А ты чего, Федотов Артем, — ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь? — Я пожара боюсь, наш дом сгорит. — Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь. — Без меня потушат? — спросил Артем. — Без тебя управятся. После урока Артем первым побежал домой. — Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый. А ребята сказали: — Эк, какой, — инвалид, а бегает! Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто — хорошо. Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белою марлей. — А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет! — Не будет! — ответил Артем. — Она оладьи печет! — Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет. — И правда! — испугался Артем. — Правда. Давай сейчас учиться. — Чуть-чуть только, — сказал Артем. — Ладно уж: чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый. Она подняла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем. В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала: — Так пишется слово «мама». — И велела писать эти буквы в тетрадь. — А это про мою маму? — спросил Артем. — Про твою. Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз. — Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна. Она увидела, что теперь Артем сумел написать буквы хорошо и ровно. — Еще учи! — попросил Артем. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки? — Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна. — А жирный шрифт — что? — А это такие вот толстые буквы. — Кормлёные? — спросил Артем. — Больше не будешь учить — нечему? — Как так — «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще! Она написала на доске: «Родина». Артем стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным заунывным голосом: «У-у!», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!». И Артем увидел в окне черную голову быка. Бык глянул на Артема одним кровавым глазом и пошел к школе. — Мама! — закричал Артем. Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди. — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет. — У-у-у! — прогудел бык. Артем обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову. — Я прогоню быка. Артем не поверил. — Да. А ты не мама! — Мама... Сейчас я тебе мама! — Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут. — Я еще. Я тебе еще мама! В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал: — Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была... — А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна. — Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые! — Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна. — Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу! Старик пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы» — и ушел. — А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артем. — Далеко-далеко где-нибудь? — Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя. — А зачем много? — А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе. Вскоре Артем пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу. — Куда ты? Рано еще, — сказала мать. — Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артем. — Ну что ж, что учительница. Она добрая. — Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артем. — Мне пора. Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу. — Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения