Про семейное счастье и отношения

Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.

Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:

  • рисованный фильм;
  • кукольная мультипликация;
  • трёхмерная графика.

В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:

  • художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
  • художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
  • художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
  • художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
  • художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
  • художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
  • мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.

Особенности профессии

Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:

3ds Max (3d Studio Max)

  • Maya;
  • Cinema 4D;
  • LightWave;
  • Softimage XSI;
  • Blender;

Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:

  • создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
  • подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
  • организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
  • На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
  • организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
  • занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • принимает участие в создании чистовых компоновок.

Не художник — особая разновидность человека,

а каждый человек — особая разновидность художника.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • интересная творческая работа
  • возможность реализации таланта
  • высокая оплата труда в крупных проектах
  • востребованность профессии
  • спокойная обстановка.

Минусы

  • некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
  • работа сидячая.

Место работы

Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.

Важные качества

  • пространственное воображение и мышление;
  • понимание принципов динамики идвижения;
  • глубокая наблюдательность;
  • хороший глазомер;
  • дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
  • художественный вкус;
  • чувство стиля;
  • актерские способности;
  • ответственность;
  • позитивное отношение к жизни;
  • целеустремленность, одержимость;
  • терпение, работоспособность;
  • умение находить общий язык стехническим персоналом.

Обучение на художника-мультипликатора (образование)

(Очно, Москва)

Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.

Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:

Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.

Вузы

B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.

Оплата труда

Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.

Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».

Смысл профессии мультипликатора очень прост: создать из картинок настоящую сказку, оживить рисованных героев, предоставив им возможность двигаться и говорить. Новый мультфильм художник начинает с эскизов будущих сцен, создает образы героев, их мимику и детали одежды, использует различные приемы для создания реалистичной атмосферы при просмотре.

Кто такой мультипликатор?

Мультипликаторами (аниматорами) называют художников, которые заняты созданием мультипликации, т.е. анимационных фильмов для детей и взрослых.

Художник придумывает сюжет, персонажей, создает мимику и жестикуляцию героям, рисует эскизы. После создания эскизов и образов главных героев специалист выполняет раскадровку и расцветку будущего мультика, создает промежуточную анимацию персонажей.

Весь объем работы над мультфильмом один человек выполнить не в состоянии, поэтому над проектом трудятся целые команды художников, каждая из которых выполняет лишь одну узкоспециализированную часть работы.

Возникновение профессии

Мультипликация возникла задолго до появления фотографии или кино. Исследования ученых доказали, что первые мультипликационные картинки появились еще в доисторические времена, когда древние люди изображали на скалах сцены движения человека, моменты охоты на животных, различные предметы. Наскальная живопись считается основой современной мультипликации, появившейся в том виде, к которому мы привыкли, лишь в начале 20 века. Первобытные художники, создававшие живопись на скалах, как раз и были основателями профессии мультипликатора.

Профессиональные обязанности

Создание крупного мультипликационного проекта невозможно без разделения обязанностей. К примеру, одна группа мультипликаторов создает основную часть истории, вторая – прорисовывает детали, третья – проектирует графические элементы, четвертая – рисует задний план. Мультипликатор спецэффектов рисует погодные явления (дождь, снег, ветер), специалист по персонажам - оживляет движения героев и пр.

Где нужны мультипликаторы?

Специалисты данной профессии трудоустраиваются в студии мультипликационных фильмов, на телевидение, в компании, производящие компьютерные и онлайн-игры, рекламные агентства. Современные мультипликаторы владеют профессиональными программами для создания 3D-анимационных фильмов, что значительно расширяет возможности для поиска работы.

Требования к соискателям

Профессия мультипликатора требует развитых художественных навыков, внимательности, терпения, высокой работоспособности, креативного подхода, развитого воображения и творческого мышления. Работодатель примет на работу ответственного сотрудника, владеющего различными техниками рисования и профессиональными графическими программами.

Особенности получения профессии

Самым престижным учебным заведением в стране для получения профессии мультипликатора считается ВГИК, в котором конкурс на одно место может доходить до 30–40 человек. Однако есть возможность обойтись и без высшего образования – получить профессию можно, окончив лицей кинематографии №133 или прослушав краткосрочные курсы по компьютерной анимации и моделированию.

Сколько зарабатывает мультипликатор?

Начинающему специалисту не стоит рассчитывать на высокую зарплату: по данным портала Jobsora.com, в регионах страны он может рассчитывать на 10–25 тысяч рублей. Однако если специалист займется самообразованием, изучит компьютерные программы и повысит квалификацию, он сможет устроиться в известную киностудию и претендовать на оклад в 60 тысяч рублей и более.

Мы все в детстве любили смотреть мультфильмы. А вот создавать образы и прорисовывать их – это особая наука, требующая профессионального подхода.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Не требуется.

Из письма в редакцию:

«В 2008 году я оканчиваю среднюю школу. Моя мечта — стать мультипликатором (анималистом). Я очень люблю рисовать, но в художественную школу никогда не ходила. В основном я рисую животных. А мой конек — это такие зверюшки, как в мультфильмах. Поэтому мне хочется создавать мультфильмы! Мне не нужно смотреть никаких рисунков: мои персонажи возникают в голове. Раньше я писала сказки и сама к ним делала рисунки.

Моя проблема заключается в том, что я не знаю, где учат этой профессии и какие навыки нужны, чтобы пройти в вуз на данную специальность» (Ольга К., Бугульма).

Душа рисунка

Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества.

На художественный (готовящий мультипликаторов) факультет, как и на режиссерский, часто могут не захотеть брать юного человека: слишком неопытен — и в смысле проникновения в искусство, и вообще в жизни.

Сегодня профессии учат в московском ВГИКе им. С. А. Герасимова на ул. Вильгельма Пика; конкурс велик — и это оправданно. Больше, чем вузы государственного уровня, анимацией не занимается никто.

Но можно научиться рисовать мультики в анимационных колледжах, после которых мэтры часто с удовольствием берут в свои прославленные студии («Шар», «Пилот», «Гора самоцветов» и другие) набираться опыта. Один такой колледж есть на «Курской» в Москве — учатся там ребята два года, конкурс пройти довольно просто, заниматься интересно.

Во время обучения анимации студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с новейшим оборудованием в творческих студиях и лабораториях: сегодня, помимо привычной ручной анимации, необходимо владеть и компьютерной. Ребята сами пишут сценарии, делают раскадровку, прорисовывают героев. На один мультфильм длиной примерно в 3 минуты студент тратит полгода! В мультипликации нужно обладать не только творческими талантами и навыками, но и терпением: работа мастера кропотлива.

Частая ошибка — абитуриент думает: «Я обожаю рисовать, например, животных, но не люблю и не умею делать этого точно и живо. Пойду не в художники, а в мультипликаторы ». Неверно: мультипликатор может и должен прекрасно рисовать, даже сегодня, когда он зачастую в плену у технологий, которые «сделают за тебя всё»!

Замечательный режиссер-оскароносец из Ярославля Александр Петров не так давно набирал курсы по специальностям аниматор, аниматор-живописец, компьютерный -ретушёр (он же компоузер). Написал объявление о наборе ребят с готовыми работами и способных выполнить на месте несколько заданий. Всё это объяснил тем, что «не хватает анимации молодых свежих сил». Его коллега, известный мультипликатор из Минска Михаил Тумеля по результатам набора курсов — мультипликаторами пожелали стать в основном девушки — сделал несколько выводов:

  1. На одного жаждущего заняться анимацией “гнома” (или “принца”, если угодно) приходится 12 “белоснежек”.
  2. Не идёт в анимацию крепкий рисовальщик. Видно, на самом деле, этот вид искусства — “антихудожественное” явление, с точки зрения станковой живописи и рисунка.
  3. Будем работать с теми, кого отобрали. Хотя им придется попыхтеть: стартовая база почти у всех абитуриентов слабовата».

Коллега и бывший сокурсник Тумели и Петрова, автор множества незабываемых мультфильмов («Ветер вдоль берега», «Болеро», «Школа» и других) Иван Максимов прекрасно рисует, пишет маслом, в его доме и мастерской всегда полно картин, написанных им самим. Подобно тому, как будущие врачи, прежде чем разойтись по специализациям, годами учат все вместе одно и то же, так и мультипликатор должен уметь всё в области изобразительного искусства.

Другой вопрос, если речь идет о какой-то невероятной специфике письма и рисунка, об особом почерке мультипликатора.

Но и почерк нарабатывается опытом, годами, работой в разных жанрах.

Это особая братия — художники анимационного кино. Цари, волхвы, волшебники, добрые гномы. Анимация — живое кино, одушевленное. И настоящий художник-мультипликатор, мультфильма — всегда человек очень живой. Он рефлексирует — как психолог; как врач — действует по принципу «Не навреди». Чуткость должна присутствовать в нем сразу — а с годами, с миллионами нарисованных, прочувствованных кадров, сюжетов и героев она просто не может не проступать в готовых работах и идеях, как солнечные лучи на замерзшем стекле после зимы.

Мы все в детстве любили смотреть мультфильмы. А вот создавать образы и прорисовывать их – это особая наука, требующая профессионального подхода.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Не требуется.

Из письма в редакцию:

«В 2008 году я оканчиваю среднюю школу. Моя мечта — стать мультипликатором (анималистом). Я очень люблю рисовать, но в художественную школу никогда не ходила. В основном я рисую животных. А мой конек — это такие зверюшки, как в мультфильмах. Поэтому мне хочется создавать мультфильмы! Мне не нужно смотреть никаких рисунков: мои персонажи возникают в голове. Раньше я писала сказки и сама к ним делала рисунки.

Моя проблема заключается в том, что я не знаю, где учат этой профессии и какие навыки нужны, чтобы пройти в вуз на данную специальность» (Ольга К., Бугульма).

Душа рисунка

Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества.

На художественный (готовящий мультипликаторов) факультет, как и на режиссерский, часто могут не захотеть брать юного человека: слишком неопытен — и в смысле проникновения в искусство, и вообще в жизни.

Сегодня профессии учат в московском ВГИКе им. С. А. Герасимова на ул. Вильгельма Пика; конкурс велик — и это оправданно. Больше, чем вузы государственного уровня, анимацией не занимается никто.

Но можно научиться рисовать мультики в анимационных колледжах, после которых мэтры часто с удовольствием берут в свои прославленные студии («Шар», «Пилот», «Гора самоцветов» и другие) набираться опыта. Один такой колледж есть на «Курской» в Москве — учатся там ребята два года, конкурс пройти довольно просто, заниматься интересно.

Во время обучения анимации студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с новейшим оборудованием в творческих студиях и лабораториях: сегодня, помимо привычной ручной анимации, необходимо владеть и компьютерной. Ребята сами пишут сценарии, делают раскадровку, прорисовывают героев. На один мультфильм длиной примерно в 3 минуты студент тратит полгода! В мультипликации нужно обладать не только творческими талантами и навыками, но и терпением: работа мастера кропотлива.

Частая ошибка — абитуриент думает: «Я обожаю рисовать, например, животных, но не люблю и не умею делать этого точно и живо. Пойду не в художники, а в мультипликаторы ». Неверно: мультипликатор может и должен прекрасно рисовать, даже сегодня, когда он зачастую в плену у технологий, которые «сделают за тебя всё»!

Замечательный режиссер-оскароносец из Ярославля Александр Петров не так давно набирал курсы по специальностям аниматор, аниматор-живописец, компьютерный -ретушёр (он же компоузер). Написал объявление о наборе ребят с готовыми работами и способных выполнить на месте несколько заданий. Всё это объяснил тем, что «не хватает анимации молодых свежих сил». Его коллега, известный мультипликатор из Минска Михаил Тумеля по результатам набора курсов — мультипликаторами пожелали стать в основном девушки — сделал несколько выводов:

  1. На одного жаждущего заняться анимацией “гнома” (или “принца”, если угодно) приходится 12 “белоснежек”.
  2. Не идёт в анимацию крепкий рисовальщик. Видно, на самом деле, этот вид искусства — “антихудожественное” явление, с точки зрения станковой живописи и рисунка.
  3. Будем работать с теми, кого отобрали. Хотя им придется попыхтеть: стартовая база почти у всех абитуриентов слабовата».

Коллега и бывший сокурсник Тумели и Петрова, автор множества незабываемых мультфильмов («Ветер вдоль берега», «Болеро», «Школа» и других) Иван Максимов прекрасно рисует, пишет маслом, в его доме и мастерской всегда полно картин, написанных им самим. Подобно тому, как будущие врачи, прежде чем разойтись по специализациям, годами учат все вместе одно и то же, так и мультипликатор должен уметь всё в области изобразительного искусства.

Другой вопрос, если речь идет о какой-то невероятной специфике письма и рисунка, об особом почерке мультипликатора.

Но и почерк нарабатывается опытом, годами, работой в разных жанрах.

Это особая братия — художники анимационного кино. Цари, волхвы, волшебники, добрые гномы. Анимация — живое кино, одушевленное. И настоящий художник-мультипликатор, мультфильма — всегда человек очень живой. Он рефлексирует — как психолог; как врач — действует по принципу «Не навреди». Чуткость должна присутствовать в нем сразу — а с годами, с миллионами нарисованных, прочувствованных кадров, сюжетов и героев она просто не может не проступать в готовых работах и идеях, как солнечные лучи на замерзшем стекле после зимы.

Произведения этих людей входят в нашу жизнь с раннего детства, отодвигаются на второй план в период юности, но когда мы становимся взрослыми, снова возвращаются, чтобы сделать нас хоть чуть-чуть лучше, добрее, мудрее. Речь идет о мультипликаторах или художниках-аниматорах. О том, с чего начинается освоение профессии аниматора, какие данные необходимы для успешного овладения этим мастерством и о ключевых этапах работы над мультфильмом рассказывает один из создателей получившего «Оскар» мультипликационного фильма «Старик и море» Дмитрий Петров.

– Дмитрий, Вы не могли бы для начала дать определение профессии аниматора?

– Художник-аниматор – это своего рода одушевитель. Это человек, тонко чувствующий динамику движения, способный нарисовать не просто некую движущуюся картинку, но изображение, которое кажется по-настоящему живым. Это человек, который своим мастерством не только оживляет мультперсонажи, но создает новые, хотя и мультипликационные, личности.

– Как стать аниматором, какое образование и способности для этого нужны?

– Сейчас каждый, кто хочет стать аниматором, может прийти в анимационную студию (их довольно много) и предложить свои услуги. Кем бы он ни был, скорее всего, ему будет предложено пройти «курс молодого бойца», то есть освоить азы анимации. Для начала его, к примеру, попросят прорисовать качание и зависание маятника, на следующем этапе к маятнику прикрепляется перышко и задача усложняется, потом требуется изобразить фазы движения падающего мячика, сначала легкого и упругого, затем тяжелого. Самое сложное в освоении азов – это изображение походки человека в разных ракурсах: в глубину, справа налево, по диагонали. Если аниматор-подмастерье освоил эти или им подобные основополагающие вещи, то его допускают к более сложной работе. Но прежде чем стать мультипликатором, конечно, придется освоить ремесло фазовщика или заливщика. Эти специалисты занимаются наиболее кропотливой и рутинной работой – прорисовкой. Художники-фазовщики изображают промежуточные фазы движений персонажа (ключевые фазы рисует аниматор), а заливщики занимаются, грубо говоря, раскраской этих фаз. Хотя их работа и относится к разряду технической, без фазовщиков и заливщиков не вышло бы ни одного мультфильма.

Что касается образования, то художественная подготовка в анимации, конечно, не помешает. Впрочем, ощущение ритма и чувство действия в этой профессии, может быть, даже важнее, чем талант художника. Существует немало замечательных аниматоров с великолепным чувством ритма, но рисующих не очень хорошо. Кстати, особенно много среди аниматоров людей с архитектурным образованием. По всей видимости, им язык мультипликации близок и понятен, потому что для архитектора, так же, как и для мультипликатора, важно чувствовать пространство.

Как бы там ни было, прежде чем попробовать себя в этой профессии, важно понять, что анимация – это кропотливый труд, в котором необходимо невероятное терпение. Мой отец – Александр Петров, автор мультипликационного фильма «Старик и море» – называет свою работу «трудом монаха», а многие его коллеги по цеху пользуются менее возвышенными образами, характеризуя профессионального аниматора как «человека с медной задницей». Судите сами: съемка десятиминутного авторского мультфильма проходит не меньше года, в течение которого создается примерно 12 тысяч рисунков. И каждый из этих рисунков не набросок и не эскиз, а полноценное законченное изображение ручной работы.

– Не могли бы Вы поэтапно описать процесс работы над мультфильмом.

– Создание мультипликационного фильма начинается, естественно, с созревания идеи у режиссера. После этого пишется основополагающий сценарий и делается раскадровка. Это такая история в картинках, изображающих ключевые эпизоды будущего фильма. Внешне она напоминает комикс, но, по сути, имеет с ним поверхностное сходство. Следующий этап – поиск персонажей. Каждый мультипликатор делает это по-своему. Мой отец обычно ищет прототипы персонажей в реальной жизни, и нередко герои его мультфильмов чем-то напоминают его друзей и знакомых. Например, прообразом главного героя в фильме «Старик и море» послужил его тесть – мой дедушка. Когда глобальные творческие проблемы решены, берется сюжет, в котором режиссер наиболее уверен, и рисуется его детальная раскадровка в черно-белом варианте. Если режиссера устраивает получившийся материал, то он прорисовывается в цвете и заснимается на пленку. После окончания съемок наступает черед пост-продакшн, куда входит музыкальное оформление, озвучка персонажей и монтаж. Эту часть работы режиссер осуществляет с людьми, не имеющими отношения к анимации, и на нее уходит гораздо меньше времени, чем на основную работу.

– Рассказывая о работе по созданию мультфильма, Вы рассуждаете о значении прорисовок и раскадровок, но ничего не говорите о роли компьютерных технологий, которые, насколько мне известно, правят бал в современной мультипликации.

– Действительно, сейчас все упростилось до минимума – стало мало рукотворной анимации, большая часть работы делается на компьютере. Но разве можно создать хороший мультфильм с использованием набора готовых болванок, из которых персонаж формируется путем придания болванке какой-то мимики, а все остальное остается шаблонным. Для меня создание мультипликационных фильмов исключительно на компьютере – нонсенс. Если я не ощущаю фактуры (бумаги, красок), то не чувствую себя свободным. При работе в компьютерных программах появляется зависимость от этого мощного инструмента, который не просто упрощает работу, но почти всегда опрощает и результат. Другое дело, когда компьютер используется в качестве ретуши, для записи готовой картинки или упрощает работу фазовщиков и заливщиков. В этом случае он выполняет очень полезную технологическую функцию.

– А сколько зарабатывают аниматоры?

– Очень по-разному. Зависит это от студии, объема и специфики работы. Но, конечно, при работе на крупном проекте в известной студии (сейчас такой работы в нашей стране стало много) даже прорисовщики-фазовщики и заливщики зарабатывают хорошо.

Беседовал Иван МИХАЙЛОВ
вакансия.ру



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения