Про семейное счастье и отношения

Вежливое обращение на английском - обязательный элемент английской речи. В предыдущей нашей статье мы начали изучать вежливое обращение на английском в различных ситуациях, сегодня продолжим эту тему. В английском языке существуют разные способы, чтобы вежливо попросить о чем-то, дать указание или разрешение в зависимости от того, в какой обстановке (формальной или неформальной) ведётся беседа.

Приказы на английском (Orders)

Для выражения приказов в английском языке может использоваться повелительное наклонение или конструкция с глаголом let:

Let"s learn English at these Foreign Languages Courses in Kiev – давай изучать английский на этих курсах иностранных языков в Киеве

Buy me this English book because I want to study English at these Foreign Languages Courses in Kiev – купи мне эту книгу по английскому языку, потому что я хочу изучать английский на этих курсах иностранных языков в Киеве

Запрет в английском языке выражается также при помощи конструкции в сочетании с cannot (can"t) или конструкциями o + ing form и другими способами:

No smoking! - Не курить!

Parking prohibited - парковка запрещена

You can"t study English there – ты не можешь изучать английский язык там

Это не очень вежливое обращение на английском, но в некоторых случаях для выражения запретов слишком вежливая форма обращения не нужна.

Существуют разнообразные способы, которые помогают выразить приказы более вежливо в английском языке. Для этого прибегают к:

Использованию слова please - пожалуйста:

Please go to Kiev with me – пожалуйста, поехали со мной в Киев

Использованию расчлененного вопроса (Tag question), включающего повелительное наклонение. Вопросительная часть в этом случае содержит слова: will you?, would you? или won"t you?:

Bring me that book in English, will you? - Ты не принесешь мне эту книгу на английском языке?

Использованию конструкций с модальными глаголами should, ought to, конструкции be to или конструкции had better + bare infinitive (глагол без частички to):

You should attend these Foreign Languages Courses in Kiev – тебе стоит посетить эти курсы иностранных языков в Киеве

Как видите, вежливое обращение на английском возможно даже в форме приказов.

Просьбы на английском (Request)

Нейтральная просьба в английском языке выражается общим вопросом (Yes-No question) с модальным глаголом will, would, can или could. Употребление would и could делает просьбу более вежливой:

You couldn"t tell me the time, could you? - Вы не подскажете, который час?

I wonder if you would take a moment to talk to us in English - может, немного поговоришь с нами на английском языке?

Чтобы попросить какую-нибудь вещь, в английском языке используют обороты Could I have ...?, Can I have ...?, May I have ...?. Употребление may делает просьбу более официальной:

Can I have a ticket to Kiev, please? - Можно мне билет до Киева, пожалуйста?

Чтобы вежливо выразить свое желание в английском языке и высказать просьбу, используют конструкции I would like = I"d like. Просьба, выраженная конструкцией I wish you would (wish + that - clause) имеет оттенок раздражения:

I would like to attend these English language courses in Kiev - я бы хотел посетить эти курсы английского языка в Киеве

I wish you"d be quiet - Пожалуйста, тише!

В отличие от русского языка, для выражения вежливой просьбы в английском языке не используются вопросительные предложения с отрицанием.

Примечание:

В английском языке существуют фразы, которые Вы можете употреблять в ответ на просьбу, например, передавая вещь в ответ на просьбу, можно сказать:

Here you are! There you go! - Вот! На!

Слово please в такой ситуации не используется.

Предложения и предположения на английском (Offers and suggestions)

Чтобы вежливо предложить свои услуги или какую-то вещь, в английском языке используют глаголы can и could, а также конструкцию Would you like + :

Can / could I help you with your English hometask? – Могу я тебе помочь с твоим заданием по английскому языку?

Can / could I help you with your trip to Kiev? – Могу я тебе помочь с поездкой в Киев?

Would you like a cup of tea? - Хотите чашку чая?

В вопросах, которые произносятся с целью предложить помощь, можно использовать также глаголы shall и should:

Shall / should I help you with your English exercise? – Помочь тебе с упражнением по английскому языку?

В более официальной обстановке вещь можно предложить с помощью конструкции Can/May I get/offer you smth.:

Can I get you some coffee? - Не хотите ли кофе?

Совет, побуждение, предложение могут выражаться формами повелительного наклонения глаголов и конструкцией let"s + глагол без частички to:

Let"s go to Kiev – поехали в Киев

Разрешение на английском (Permission)

Чтобы в вежливой форме попросить разрешение, в английском языке используют глаголы can/could и may/might (may, might носят более официальный оттенок):

Can I borrow your English book? - Могу я одолжить твою книгу по английскому языку?

May I come in? - Можно войти?

Попросить разрешения более официальным способом можно с помощью выражений I wonder if you would mind if... , Would you mind if …:

Do you mind if we don"t go to Kiev today? - Ты не возражаешь, если мы сегодня не поедем в Киев ?

Чтобы дать разрешение (или отказать в нем), используют глаголы can и may (но не could):

Yes, you can borrow my English book – да, ты можешь взять мой английский учебник

You may come in - можете войти

Запрет в английском языке выражают с помощью глагола must + отрицание:

Children must not be left alone! - Нельзя оставлять детей без присмотра!

В отрицательных предложениях о прошлом, чтобы сообщить о том, что что-то было разрешено, можно использовать выражение was/were allowed to, и глагол could:

We were not allowed to/couldn"t open that door - нам не разрешали открывать эту дверь

Как видите, вежливое обращение на английском поможет выразить в более мягкой форме даже приказы и требования, если правильно употреблять необходимые фразы в подходящих для этого ситуациях.

Прежде всего, нужно отметить, что по-русски и по-английски вежливые клише совершенно разные. Не пытайтесь русскую вежливую конструкцию перевести на английский, получится неестественно.

Существует три вида просьб:
✔ Когда мы просим другого человека дать нам что-либо.
✔ Когда мы просим другого человека сделать что-либо.
✔ Когда мы просим разрешения сделать что-то сами.

Как сказать "дай мне"

"Дай мне" никогда нельзя переводить как "give me". Это грубо. И даже "give me please". Просить нужно фразой "can I have ".

Пример: Can I have that banana please? – Дай мне этот банан.
Отвечать на "Can I have" нужно "Here you are " - если мы протягиваем собеседнику то, что он у нас попросил.

Пример: Can I have one more piece of chocolate cake? – Here you are.

Если мы не хотим давать то, что нас попросили, то сказать "No" - грубо. Нужно сказать "sorry" и объяснить, почему мы не хотим это давать.

Пример: Can I have your telephone please? I need to phone my boyfriend in Australia. – Sorry, I need it right now.

Реже мы говорим "could I have " или "may I have ". Это то же самое, что и "can I have", но чуть более формально и вежливо.

Как попросить другого человека что-то сделать

a) Could you please + 1 форма глагола , а в конце добавляем please. Пример: Could you close the window, please.

b) Do you think you could + 1 форма глагола . Здесь мы обычно please не добавляем. Пример: Do you think you could turn off the TV?

Отвечать на эти просьбы нужно "Sure " или "Of course ". Если вы не можете выполнить просьбу, нельзя говорить "no", нужно ответить "Sorry" и дать причину.

Пример: I love your piano playing. Could you please play this music again? – Sure.
Еще пример: Do you think you could give me a lift (подвезти меня) to the airport at 5 o’clock in the morning? – Sorry, I don’t think I’ll get up that early.

Как попросить разрешения сделать что-то самому
Когда мы сами просим разрешения что-либо сделать, мы говорим Can I или Could I или May I + 1 форма глагола (без please).

Пример: Could I come to you a little later?
Нам на такие просьбы отвечают: "Sure" или "Of course". Если мы просим разрешения сделать что-то прямо сейчас, то нам говорят "Sure. Go ahead" - вроде как "давай, валяй".

Примеры: Could I use your computer to write an email? – Sure, go ahead. / Of course.
May I come a little later tomorrow? – Sure. (но не "go ahead" – потому что мы просим не разрешения сделать что-либо прямо сейчас, а именно позже).

Просьбы со словом "mind"

Они всегда начинаются с "Do you mind " или "Would you mind ".
1) Would you mind / Do you mind if I + 1 форма говорится, когда вы сами хотите что-то сделать и просите разрешения. Часто в разговорной речи можно и просто сказать "mind if I…"

Пример: (Would you) mind if I finish off the cheese? – Of course not. – Можно я доем сыр? – Конечно.

2) Would you mind / Do you mind + ing’овая форма говорится, когда вы просите кого-то другого сделать действие. В отличие от предыдущего случая, здесь нельзя опускать начальное "would you" или "do you".

Пример: Would you mind / Do you mind opening the window? – Of course not. – Вы не могли бы открыть окно? – Сейчас открою.

Нужно помнить, что фраза "Do you mind?" буквально переводится "Вы возражаете?", поэтому отвечать на нее нужно "Of course not". Нельзя говорить "yes" или "sure", а то получится "возражаю". Но, помните, если вы действительно возражаете, то говорить нужно "Sorry" и объяснить причину.

3) Would you mind / Do you mind my + ing’овая форма – это та же самая конструкция, что и пункт 1), но гораздо более редко встречающаяся.

Пример: Do you mind my coming tomorrow? – Of course not! – Можно я приду завтра? – Конечно приходи!

**
Еще примеры:
Do you mind if I drink your beer? – Of course not. – Можно я выпью твое пиво? – Конечно. – Если вы согласны, не забудьте сказать of course NOT.

Would you mind if I smoke here? – Sorry, you can only smoke outside. – Можно я здесь покурю? – Нет, можно только на улице. Помните, "нет" лучше не говорить, лучше сказать "sorry" и объяснить причину.

Would you mind waiting for me, just five minutes? – Of course not! – Подождете меня пять минут? – Конечно.

John, do you mind cooking dinner tonight? I’m too tired. – No, of course not. I’ll cook. – Джон, ты не приготовишь сегодня ужин? Я слишком устала. – Конечно приготовлю.

Would you mind my sleeping here? – Oh, no problem! – Ничего, если я здесь посплю? – Да пожалуйста! Помните, do you mind my + ing употребляется реже первых двух конструкций.

Вежливое обращение в английской речи и на письме выражается при помощи модальных глаголов may , might , can , could , would , will .

Грамматические конструкции выражения позволения или просьбы в английском языке можно условно разделить на три группы:

  • Конструкции с I в роли подлежащего
  • Конструкции с You в роли подлежащего
  • Конструкции с Would you mind

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Конструкции с I в роли подлежащего
Might используется очень редко и является достаточно формальной формой выражения просьбы. Используется в основном в британском английском.
Например:
Might I have a cup of tee? (Можно мне чашечку чая?)
Might I borrow your umbrella? (Могу ли я воспользоваться вашим зонтом?)

May и Could являются самыми часто употребимыми глаголами для выражения просьбы или позволения. Используются для обращения в формальной форме при разговоре с малознакомыми людьми.
Например:
May I please see you passport? (Можно посмотреть ваш паспорт?)
Could I borrow your book please? (Можно позаимствовать у вас книгу?)

Can используется для выражения просьбы или позволения при разговоре с близкими и хорошо знакомыми людьми, то есть при неформальном общении.
Например:
Can I borrow a few dollars? (Можешь занять мне несколько долларов?)
Can I have a look at your picture? (Можно взглянуть на твою картину?)

Конструкции с You в роли подлежащего
Would you и Will you в выражениях просьбы имеют одинаковое значение. Would you используется чаще и считается более вежливой формой, поэтому, используя Will you , всегда добавляйте please, это позволить вашей просьбе звучать более вежливо. Хотя уровень вежливости также определяется и тоном разговора.
Например:
Would you remove your socks from the table please? (Не могли бы вы убрать свои носки со стола?)
Will you please pass me the pepper? (Не могли бы вы передать мне перец?)

Could you имеет практически такое же значение, как и Would you . Но небольшая разница все же есть. Would you используется в ситуациях, когда вы абсолютно уверенны в том, что человек, к которому вы обращаетесь в состоянии выполнить вашу просьбу. Could you используется в тех случаях, когда вы действительно спрашиваете, имеет ли человек физическую возможность выполнить вашу просьбу.
Например:
Could you pass by a supermarket on the way home? (Не могли бы вы зайти в супермаркет по дороге домой?)
Could you finish this work for me please? (Не могли бы вы закончить эту работу за меня?)

Can you используется при неформальном общении, так как оно звучит менее вежливо, чем Could you или Would you .
Например:
Can you please wash the dishes? (Ты не мог бы вымыть посуду?)
Can you please buy me an ice-cream? (Ты не мог бы купить мне мороженое?)

Конструкции с Would you mind
Конструкция would you mind if I с последующим глаголом в простом прошедшем времени имеет значение «вы не против, если я …» или «не помешает ли вам, если я …», то есть используется скорее не как просьба или позволение, а как форма вежливости. Причем глагол, стоящий в простом прошедшем времени, в данном случае отражает действия в настоящем или будущем.
Например:
It’s extremely hot today. Would you mind if I opened the window? (Очень жарко сегодня. Вы не против, если я открою окно?)
I don’t feel well today. Would you mind if I stayed at home? (Я себя сегодня неважно чувствую. Вы не против, если я останусь дома?)

Иногда в разговорной речи вместо простого прошедшего времени используется простое настоящее.
Например:
Would you mind if I invite my friends tonight? (Вы не против, если я приглашу друзей сегодня вечером?)
Would you mind if I go out tonight? (Вы не против, если я схожу куда-нибудь сегодня?)

Для того чтобы вежливо попросить вашего собеседника о чем-либо, можно использовать конструкцию would you mind+герундий (глагол с -ing окончанием). Такая форма просьбы в английском языке имеет смысл «не затруднит ли вас сделать то-то и то-то?»
Например:
Would you mind opening the window? (Не затруднит ли вас открыть окно?)
Would you mind mailing this letter for me? (Не затруднит ли вас отправить для меня это письмо?)

Важность владения формами вежливого обращения безусловна. Даже если ваш английский далек от совершенства, но собеседник видит, что вы стараетесь говорить максимально вежливо, не сомневайтесь, он очень постарается вас понять и помочь вам при необходимости.

Попробуйте сами составить несколько предложений на основе пройденного материала. Помните, использование языка - лучший способ его изучения.

Нередко приходилось сталкиваться с мнением, что вопрос, содержащий отрицание, провоцирует отвечающего на отрицание в ответе. Это и так, и не так. Не могли бы вы … - самая вежливая фраза в русском языке. В этом устойчивом обороте, придающем высказыва-нию жанр просьбы, заложена признаваемая говорящим за собеседни-ком возможность отказа от выполнения просьбы. Мне случалось встречать и сторонников, и ярых противников подобного способа формулирования просьбы, хотя в речи и тех и других встречалось это выражение.

В этой фразе (Не могли бы вы ) кроется опасность - это искрен-ность, своего рода «открытое забрало» перед собеседником. Другими словами, если не доверяешь своему речевому партнёру, не стоит обле-кать просьбу в эту форму. Как «поленом по лицу» может прозвучать реплика-ответ: - Нет, не могли! Грубый ответ может последовать, даже если сама просьба ещё и не прозвучала: - Не могли бы … - Нет, не могли! Резкий ответ показывает не только неспособность адресата выполнить просьбу, но и нежелание её выполнить, а иногда даже и выслушать.

Между тем этот способ словесного оформления просьбы намного сложнее и интереснее, чем может показаться на первый взгляд. В грамматике этой фразы заложен глубокий смысл (не случайно фраза является этикетной, т.е. устойчивой и ритуальной). Форма глагола могли бы, являясь предпосылкой самой просьбы, выражает условие - возможность, способность и желание адресата выполнить то или иное действие.

В русском языке вполне возможно выразить просьбу с помощью глагола мочь без отрицания (Могли бы вы уступить мне место?) . В этом случае в высказывании отсутствует декларация права собеседни-ка на отказ. Таким образом, этикетная речевая формула содержит подтекст, заключённый в грамматических средствах языка (и потому скрытый, неявный): «я прошу выполнить желаемое действие, при ус-ловии, что вы имеете возможность и желание это действие выпол-нить».

Сравните близкие по смыслу просьбы, выраженные с помощью разных языковых средств:

Уступите место!

Уступите, пожалуйста, место!

Могли бы вы уступить мне место?

Не могли бы вы уступить мне место?

Уступили бы вы мне место!

А не уступили бы вы мне место?

Вы мне место уступите или нет?

Все эти высказывания представляют собой просьбу. Они являются синонимичными, но при общности смысла различаются тем воздей-ствием, которое оказывают на собеседника. В первом случае проявля-ется только желаемое действие и его объект, во втором - действие дополняется вежливостью. В двух последних высказываниях очевидна грубость говорящего. Не менее важна и интонация, с которой произ-носятся фразы.

Проявляется ли в речевой формуле Не могли бы вы … беспомощ-ность просящего? Да, пожалуй. Но в некоторых случаях и слабость превращается в силу. В традициях русской культуры (да и многих других культур) оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. Ещё раз повторимся, что этикетная речевая формула Не могли бы вы … подходит не ко всем ситуациям формулирования просьбы. Эта просьба достигнет своей цели, окажет воздействие только на добро-желательно настроенного к вам и добросердечного человека, привык-шего приходить людям на помощь.

Тот факт, что рассматриваемая формула не может сочетаться со словами вежливости (пожалуйста, будьте добры и др.), доказывает, что в грамматике этой конструкции уже заложена вежливость. Будьте внимательны при выборе слов и фраз. В каждом слове или конструк-ции кроется собственная энергия, собственная сила.

Технологическая карта

Занятия по внеурочной деятельности по курсу « Детская риторика в рассказах и рисунках»

Общеинтеллектуальное

Оздоровительное

Углубление (русский язык, литература)

Общекультурное

Курс

«Детская риторика в рассказах и рисунках»

Тема занятия

Вежливая просьба.

Цель занятия

Научить грамотно, составлять обращение с просьбой.

Задачи занятия

Задачи:

Образовательные:

Знакомим детей:

с просьбой как этикетным речевым жанром;

с отличием просьбы от требования;

со средствами вежливого выражения просьбы.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас;

Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения;

Формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

- сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Вид учебной деятельности

Познавательная

Образовательная форма

Комбинированная

Уровень результатов внеучебной деятельности

Приобретение школьниками знаний

Планируемые результаты:

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные

Регулятивные УУД :

    Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

    Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД :

    Уметь использовать научные методы познания.

    Делать отбор информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные

Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы,

просить вежливо и убедительно;

научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы;

Организация образовательной среды

Оборудование: Раздаточный материал, карточки с заданием, медиапроектор, экран, презентация,

Ресурсы: запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово, костюмы для инсценировки, словарик вежливых слов,

словарь С.И. Ожегова

Описание процесса: В кабинете парты расставлены для трёх команд.

Самоопределение к деятельности.

Организационный

момент.

Подготовка учащихся к работе. Создание ситуации успеха.

Установление психологического комфорта:

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Организация внимания детей.

Добрый день, доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Друзья обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день. Наверное, день прекрасен еще и потому, что сегодня состоится…да! Урок, на который пришли гости. Они посмотрят, чему мы научились, умеем ли мы общаться, придумывать, отвечать. Сегодня на уроке мы будем играть, будем актерами и зрителями.

Каким бы вы хотели видеть наш е занятие?

От чего это зависит?

Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

Дети включаются в деловой ритм

Настраиваются на работу.

Веселым, интересным, познавательным

От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга.

Познавательные:

1.Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

7. Умение отличать просьбу от приказа;

8. Осознавать роль несловесного общения, роль ключевых слов, у

местность использования некоторых жестов и мимики в разных ситуациях

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение общаться, работать в парах и группах, оценивать степень важности каждого при ролевых диалогах.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Осознавать роль речи в жизни людей;

5. Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

6. Объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Речевая разминка.

Тренировка свободного дыхания

Проводит речевую разминку.

- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.

На экране вы видите стихотворение.

Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.

Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Выполняют упражнения стоя.

Подготовка к основному этапу урока

Актуализация знаний

Беседа о вежливости.

Когда с человеком приятно общаться?

(Нужно говорить людям добрые, вежливые слова.

И им, и нам становится от этого лучше, радостнее.

Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).

Так что такое “ ВЕЖЛИВОСТЬ”?

(На слайде табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

Узнаем в словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке

Т.е. вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.

- А где должны соблюдаться привила

приличия? ( Везде)

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Проводит игру «Вежливые слова»

Какие вежливые слова вы знаете?

Находят определение в словаре.

Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.

Команды называют по-очереди.

Постановка учебной проблемы

Создание

проблемной ситуации.

Попробуем сформулировать тему урока! ().

(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находится табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

Что входит в понятие “Вежливость? 1.Общение

2.Приветствие

3. Благодарность

4. Просьба

Сравните две ситуации: (Первая невежливая, а вторая вежливая)
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
- Скажите, чем отличаются эти просьбы?
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?

Поднимите руку, кто уже догадался, о чём будем говорить на уроке.

Дети пытаются сформулировать тему занятия

Обсуждают ситуации.

Вместе с учителем определяют тему занятия. Озвучивают.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Работа с текстами из учебника

Тема нашего урока «Вежливая просьба»

Какие вопросы возникают?

Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:

Что такое просьба?

Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?

Чем отличается просьба от приказа?

Мы поговорим о том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена.

Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным.

О чём вы просите в школе?

Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются?

Почему, как вы думаете?

Как по-разному можно выразить просьбу в зависимости от конкретной ситуации?

Сейчас прочитаем стихотворение. Какую просьбу из стихотворений можно назвать невежливой? Почему? (задание 99 на слайде)

- Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

Посмотрите сценку по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово?

(Глядя прямо в глаза, тихим голосом.)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
- Слово оказалось по настоящему волшебным. (С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.)

А что такое просьба? Посовещайтесь в группе.

Узнаем в словаре С.И. Ожегова

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Дети определяют задачи занятия.

Использование знаний из жизненного опыта.

Учащиеся проводят исследовательскую деятельность и приходят к выводу.

Анализируют, делают вывод.

Дети инсценируют рассказ.

Рассуждение детей по заданным вопросам.

Работа со словарём.

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход.

Музыкальная пауза «Солнышко»

Применение знаний

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Закрепление изученного

Риторические задания

Развитие речи.

Учебное сотрудничество

Научить отличать пользу от приказа.

Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента.

Ребята, как можно выразить просьбу? (Жесты, мимика, вежливые слова)

Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить.

(перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. - С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
- А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.

Я предлагаю вам выполнить такие задания.

Вы в группах подумайте, посоветуйтесь и покажите

Задание №1.

Приготовила «Словарики вежливых слов ».

Прочитайте вежливые слова про себя.

- Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями.

Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.

Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу?

Задание №2. Работа по плану.

Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План (появляется на слайде)
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

- В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.

И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
- Сейчас каждая команда выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её, а затем озвучит её.

Кто будет готов – поднимет руку.

Отличие просьбы от приказа.

Задание №4. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.

Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

Просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Так что же использовала Мальвина, (Приказ)

обращаясь к Буратино? Какие она использовала слова?

Чем отличается приказ от просьбы?

- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.

- Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая»,«Львенок и черепаха».

- Кто произносил приказ? А кто просьбу?

Задание №3. Сгруппируйте данные словосочетания в две колонки (карточки на доске)

Просьба Приказ (требования0

(требовательный тон, умоляющий взгляд, просительный тон, может не выполняться, умоляющие жесты, смотреть на собеседника, не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)

Объясняют, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Называют речевые формулы вежливой просьбы.

Характеризуют особенности скрытой просьбы.

Моделируют просьбу в различных ситуациях общения.

Работа в группах

Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.

Составляют словосочетания с каждым словом.

Вместе с учителем составляют план.

Работа в группах.

Выступление детей.

Работа по карточкам.

Обсуждают ситуацию.

Смотрят отрывки из мультфильма.

Обсуждают ситуацию.

Дети по-очереди выходят к доске, размещают карточки в две колонки.

Делают вывод, чем приказ отличается от просьбы:

Приказ (не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется)

Просьба (используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)

Контроль на этапе окончания учебной темы

Контроль

за правильностью выполнения заданий.

Самостоятельная работа

Подведение итогов занятия.

Какой праздник приближается? (Новый год). Всегда ждём, что свершиться чудо. -Какой праздник приближается? (Новый год). Мне бы хотелось, чтобы вы обратились с

с просьбой к Деду Морозу, используя план, правила, о которых говорили на занятии.

Подводим итоги.

Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой?

Чем отличается требование от просьбы?

Что делает просьбу более убедительной?

- Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?

Проверяем себя:

Обратитесь с просьбой к незнакомым людям:

указать дорогу на улицу Школьную (или другую);

купить билет в автобусе;

пропустить к выходу в транспорте;

показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.

Индивидуально составляют просьбу Деду Морозу.

Дети читают свои просьбы.

Обсуждение.

Высказывают своё мнение по изученному материалу.

Вежливые слова, обращение, тон.

Его нужно выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Создание ситуации успеха

Вот и подошло к концу наше занятие

Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили?

Интересно вам, ребята, было сегодня на уроке?

Что полезное вы узнали?

Пригодится вам этот материал на других урока?

Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.

Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.

- И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.

Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что?

Что для этого нужно сделать?

А урок давайте закончим картиной настроения. Возьмите игрушку, которые лежат у вас на столе, если на уроке всё удалось, было интересно, прикрепим её на ёлочку, если было сложно оставьте возле ёлочки.

«Наряди ёлку»

- По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.

Участвуют в коллективном обсуждении

Оценка, самооценка.

Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с изображением ёлочной игрушки

(успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения