Про семейное счастье и отношения

Сценарий праздника «День села» подготовила Заведующая клубом Валентина Александровна Бондарчук. МКУК «КДЦ Лоховского СП» клуб д. Жмурова. Он подойдет для праздника в поселке, деревне или подворье. Конкурсы с различными номинациями в серьезной и шуточной форме можно подредактировать под жителей вашего района.

Торжественное открытие праздника «День села»

Оформление: Перед въездом в село установлен указатель со стрелкой и надписью: «Юбилей села — …. лет ». Центральная улица украшена разноцветными флажками. Площадь перед зданиями Дома культуры и сельской администрации украшена шарами, флажками, между столбами натянуты веревки с разноцветными лентами. На здании Дома культуры транспарант: «Люблю тебя, село мое». Возле здания сельской администрации сцена 4 х 4 метра. Сцена украшена шарами, цветами.

Начало схода

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Перед началом праздника работает торговля. Скоморохи, клоуны забавляют детей, взрослых.

В 11:30 Сбор участников художественной самодеятельности

В 11:35 подходит школьный коллектив

В 11:40 встречаем долгожителей села, подходят детские сады «Колокольчик», «Солнышко»,

В 11:45 подходит коллектив почтовой связи, дома-интерната для престарелых

Звучит народная музыка. Музыка стихает.

12.00 – Разбегаются в разные стороны села мальчики с колокольчиками, приглашая всех к началу представления.

Звучат колокола.

Как не любить мне эту землю? Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая, прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее, там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее…

Пока звучат слова, хореографический коллектив поднимается на сцену.

Номер: Хореографический коллектив, «Русский танец».

В конце номера девушки выходят и разворачивают рушник «С праздником!».

Участники номера уходят.

Звучит фонограмма музыки «Широка страна моя родная»

На сцену поднимаются ведущие праздника .

Ведущий 1: Добрый день, дорогие …..!
Добрый день, уважаемые гости нашего села!

Приветствуем вас на нашей земле!
В уютном, хорошем и дружном селе!
Овеяны славой поля здесь, пригорки.
Нет в мире прекраснее нашей сторонки.

Ведущий 2: Родному краю, любимому селу,
Вам земляки, гости, друзья, соседи
ПОСВЯЩАЕТСЯ наш праздник!

Ведущие уходят.

Номер: Вокальный коллектив «….», песня «Цвети, земля моя».

Выходят ведущие

Ведущий 1: Шепчет ветер ласковый
Нежные слова,
От цветов душистых
Кругом голова.

Да и солнце светит
Как-то веселей,
Оттого, что нынче
Праздник на селе.

Ведущий 2: Ветки на березах
Пустились в перепляс,
Птички пеньем звонким
Развлекают нас.

Не плывут, а пляшут
Тучи в вышине,
Оттого, что нынче
Праздник на селе.

Ведущий 1: У селян веселые,
Радостные лица,
Собрались на праздник
Петь и веселиться.

Гостем долгожданным
Праздник к нам пришел,
Значит, будет весело,
Будет хорошо!

Ведущие уходят

Номер: Вокальный коллектив «…» — песня «Бабье лето»

Выходят ведущие

Ведущий 2: Природа подарила нам сегодня солнечный день, и ваши лица тоже сияют, как солнце. Сегодня у нас с вами праздник: …-летие нашей прекрасной ….. И хотя этот день не отмечен в календаре, мы отметим его красным цветом в летописи нашей истории.

Ведущий 1: Среди лесов и полей на месте, где тихая речка течет, когда-то первые поселенцы построили несколько изб. Много воды с тех пор утекло.

Ведущий 2: Год за годом строилось и расширялось поселение, со всей Руси шел сюда народ рабочий. И появилось уже не маленькое поселение, а большое и красивое село, в котором проживает славный и трудолюбивый народ.

Ведущий 1: Дорогие односельчане, для приветствия и поздравления мы приглашаем на сцену главу поселения……

Ведущие уходят

Выступление главы

Номер: песня «На горе-то калина».

Выходят ведущие.

Ведущий 1: А сейчас мы просим всех пройти в наш Дом культуры на продолжение праздника.

Звучит русская народная музыка. Ведущие уходят.

«ЖИВИ, СЕЛО!»

Сценарий театрализованного представления

Действующие лица:

  • Крестьянин
  • Гость 1
  • Гость 2.

Перед началом праздника в зале звучат песни о родной земле.

В фойе: фотовыставка: «село: события, люди», выставка всех умельцев села, проходит голосование «Лучшая усадьба».

Всех приглашают в зал. Гости проходят в зал. Медленно в зале гаснет свет.

Прожектор освещает сидящих на скамье старого крестьянина с внуком, листающих старую книгу (летопись).

Открывается экран, демонстрируются слайды: «Краткая историческая справка по истории образования поселения».

Звучит фонограмма музыки «Посвящение Земле».

Крестьянин : название села – привольное селение

Милый край, навеки мне родной,
И цветенье яблонь, и сирени,
И поля лежат предо мной.

Светлые березы и осины,
Птичий щебет и вороний грай
Из печальных деревень России
Люди шли за счастьем в этот край.

Жить на новом месте начинали,
Экономя каждый медный грош,
Хмурые деревья корчевали,
Чтобы здесь зазеленела рожь.

Демонстрируются слайды: «Наше село в …»

Крестьянин : Широка, ты земля, сибирская!
Все поля, да луга бескрайние
Все леса, да горы величавые,
Реки полные вдаль спешащие.

Хороша Сибирь, наша матушка,
Воздух – пить можно,
Небо – взглядом одним необъятное.
И среди этой красы чарующей
Сердцу нет милей тебя,
Земля…..!

Как не любить мне эту землю?!
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы там, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее…

Демонстрируются слайды: «………..».

Звучит фонограмма музыки «Как родная меня мать провожала…»

Внук:

1.Мне бабуленька моя рассказала,
Как в колхоз её семья да вступала.

2.Как чужие дяди к нам заявились,
В страхе взрослые и дети молились.

3.Все детишки на коленях лили слёзы:
«Ты нас, Боженька, спаси от колхоза!»

4.Батька с мамкой их колхозом пугали,
Непослушных сдать в колхоз обещали.

Крестьянин:

1.Вот какие времена раньше были,
Мы их, детка, до сих пор не забыли.

2.А теперь вот вас колхоз испугался,
Он долгами весь зарос и распался.

3.Вновь чужие дяди к нам заявились,
И на наших трудоднях поднажились.

4.Не пора ли молодым просыпаться?
На судьбу свою вам грех обижаться.

Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Наше село празднует свой юбилей,
Есть много в селе достойных людей.
Механизатор, строитель и плотник,
Доярка, учитель, торговый работник.

Каждый на месте рабочем своем
Славу села мы вместе куем.
Колосится пшеница на широких полях,
И тянется речка в наших краях.

По берегу правому подступает тайга,
Жить и работать здесь всем на века!

По окончании экран гаснет. Загорается свет.

Крестьянин и внук уходят

Номер: Вокальный коллектив «….»

Песня: «Село мое»

Выходит крестьянин

За кулисами звучит фонограмма русской народной музыки: песня «Василис»

Крестьянин : Ветер весело шумит,
Там честной народ гуляет,
Праздник весело справляет.

(На сцене появляются гости в русских народных костюмах.)

Номер: хореографический коллектив «..…»

Встреча гостей хлебом и солью.

Крестьянин : Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ехали, куда?
Ладно, за морем, иль худо
И какое в свете чудо?

Гость 1 : Что сказать тебе в ответ.
Мы объехали весь свет —
Там везде житье не худо
В мире, вот какое чудо!

Гость 2 : Там, где лес шумит,
Село такое стоит
Окружено протокою
Вольною, широкою.

Гость 1 : …… село зовут,
Люди добрые в нем живут,
А девчата озорные
Про места поют родные.

Право, песни хороши,
А поют как? От души!

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня: «Колодец»

Номер: Вокальный коллектив «…..» . Песня: «Целый год»

Выходят гости, крестьянин

Крестьянин : Расскажите правды ради,
Что видали вы еще?

Гость 2 : 33 богатыря,
Чтоб не тратить время зря,
Пшеницу быстро всю убрали
И опять поля вспахали.

Крестьянин : Поля, вы мои, поля!
Серые и золотистые.
Сколько сил люди вложили,
Чтоб были красивые и чистые.

А в теплую ночь на рассвете
По тракту спустясь в борозду,
Ладонью трогая теплые комья,
Шли отдохнуть на межу.

И по-прежнему в нашем селе работают крестьянско-фермерские хозяйства.

Гости уходят.

Крестьянин: А сейчас наступил торжественный момент – награждение лучших работников.

По итогам уборочной работы

Просим подняться на сцену:

……………………………………

………………………………………

…………………………………….

Крестьянин уходит

Номер: Вокальный коллектив «…» Песня: «Покосы»

Выходят гости, крестьянин.

Гость 1: А еще в селе-то том —
Лес имеется при нем,
Людям польза и зверушкам
Чистый воздух на опушках.

Крестьянин : Ведь ты – Человек!
Ты сильный, умный и смелый!
Ты землю родную прекраснее сделай,
Вложи в нее душу и сердце свое,
Чтоб внукам на память оставить её!

Гость 2 : И люди живут – просто класс!
На ложках играют
И народные песни поют,
Коль попросите — «Барыню» спляшут.
Кого хочешь, за пояс заткнут.

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Частушки.

Номер: детский сад, номер: Танец «Мосток».

Выходят гости, крестьянин

Крестьянин: Добрых людей очень много на свете.
Каждый из них оставляет свой след,
Каждый из них маячком ярким светит.
В жизни у каждого много побед.

Ради хорошего, ради святого
Каждый из них в этом мире живет,
Добрые люди поселка родного!
От земляков вам поклон и почет.

Мы просим подняться на сцену: …………..

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня «Если добрый ты»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1 : А еще видали вот что мы:
Там люди пожилые – сердцем молодые,
Сколько повидали они путей – дорог!
Горячо любили и детей растили,
И надеждой жили: меньше бы тревог.

Долгожители села:

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня: «Печки-лавочки»

Номер: Песня «Завалинка»

Выходят гости, крестьянин

Гость 2: Есть династия в селе:
Все таланты в той семье –
Хоть квартетом, хоть дуэтом
Нам споют о том, об этом.

Стихи читают,
о танцах не забывают.
И, пожалуй, им не лень
Выступать хоть целый день!

Ведущий 2: Самая творческая семья: …

Ведущий 1 : А сейчас торжественный момент — награждение!

Ведущий 2: Просим подняться на сцену: …..

(вручение подарка)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: стихотворение «Тихая деревня»

Демонстрируются слайды: Фотографии села «Село мое родное»

Звучит фонограмма бубенцов.

Выходят ведущие, гости.

Гость 2 : Свадьба радостная грянула:
,
И любовь сияет заново,
Аромат струит букет.

Дорогие, поздравляем вас,
И желаем не стареть.
Чтобы счастье не растаяло,
Чтобы голосу звенеть.

И какие испытания
Ни придут – желаем жить
Так, как первое свидание,
О котором не забыть!

Пусть любовь хранит всегда
Вас и впредь, родные,
И счастливая звезда
Светит как впервые!

Ведущий 1: Приглашаем на сцену семью ….

Регистрация

Награждение: (цветы, наборы посуды)

Ведущий 2 : У нас еще сегодня важное событие – свадьба у …..

Гость 1 : Приглашаем на сцену жениха и невесту:

Зал встает и осыпает зерном жениха и невесту.

Встреча молодых хлебом, солью.

Напутственное слово молодым от золотых юбиляров.

Крестьянин: Любви и счастья вкус
Известен, но не многим.
И вам дай Бог такой талант – любить…
И впереди у вас длиною в жизнь дорога,

И океан любви, в котором еще плыть и плыть.
Не сбейтесь с курса!
Пусть ваш парус алый
Из шелка ль он, изо льна,
Не станет через годы обветшалым,
И не изведает любовь, как якорь дна.

Вручение подарка (цветы, набор посуды)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня «Мир не прост»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: А еще в семье одной родился сын,
Надежда и опора,
Хоть станет он таким
Совсем еще не скоро.

Гость 2 : Ну а пока лежит
Он в маленькой кроватке,
Но время пробежит
И будет все в порядке.

Ведущий 1 : Мы поздравляем с рождением сына семью …

Вручение подарка (в зале) — пеленки, …

Гости, крестьянин уходят.

Номер: детский сад. Танец «Валенки»

Выходят гости, крестьянин

Звучит фонограмма слов из мультфильма «Трое из Простоквашино».

— Кто там?

— Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка».

Гость 1 : В селе-то том есть еще и почтальон.
Его призванье – сей скромный незаметный труд.
Он в каждом доме гость желанный,
Его все с нетерпеньем ждут.

Гость 2 : Он аккуратно в срок и скоро
Спешит всю почту разнести.
Ему желают все здоровья,
Успехов, доброго пути.

Гость 1: Открытки и письма, газеты, журналы –
Почтовая сумка вмещает не мало.

Крестьянин : И в дождь, и в морозы,
В любую погоду
Спешат почтальоны
Доставить народу.

  • По подведению итогов «Почтальон года», такого звания удостоен …

Мы приглашаем на сцену почтальона: …

А сейчас торжественный момент — награждение!

(вручение подарка – ….)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Вокальный коллектив «…….» Песня: «Я — деревня»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: Вот село–то!
Все при нем.
Есть и храм в селе-то том.
А еще и терема
И сады-то. Вот дела!

Подведение итогов «Лучшая усадьба»

Лучшая усадьба семьи: ….

Крестьянин : Просим подняться на сцену

(вручение подарка – …)

Гость 1: Я, признаюсь честно, рада,
Не погибнет ……
Коль молодое поколенье
Дело делает с уменьем.

Гости, крестьянин уходят.

Номер: акробатические номера

Номер: танцевальный кружок. «Танец со шляпами»

Номер: вокальная группа. Песня « Большой хоровод»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: Все, что знали, рассказали,
А теперь и в путь пора –
Ждут нас новые все дали
И, конечно же, друзья!

Гость 2 : Что пожелать Вам?
Лучше нету
Тех слов, что сказаны поэтом.

«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье».

Крестьянин: Мы, как и все вы, — россияне!
Живем не ради слав венца.
Мы с вами – истые крестьяне
И будем ими до конца!

Мы говорим, а вы, приемля,
Запомните на век слова:
Любите дом!
Любите землю!
Храните память навсегда!

Да, много сел на белом свете.
И хоть кого сейчас спроси,
Дороже нашей ……
Деревни нет на всей Руси!

Номер: песня «О родном селе» в исполнении всех участников представления.

По окончании праздника проводятся игры и состязания на улице.

Массовое гуляние.

Еще интересно:

Посмотрите также:

Поделка из ткани "Пасхальная курочка"
МАСТЕР-КЛАСС "ПАСХАЛЬНАЯ КУРОЧКА" Автор работы - Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительн...

Малышок-голышок
Как сделать ребенку куклу быстро и просто? Вот такая игровая народная куколка малышок-голышок делае...

Дожинки (дожин, дожни, пожинки, пожиналки, выжинки, обжинки, обжатки, оспожинки, спожинки, вспожинки, Спожиница, Спожин, Госпожинки, Госпожки, Успенщина) - последний день жатвы (чаще всего, дожинки приурочивались к Успению Богородицы или к Третьему Спасу, в который совершались ритуально-магические действия, знаменующие собой завершение уборки урожая. Таким же образом называлась праздничная трапеза в честь этого события.

Дожиночные (жатвенные) обряды исполнялись как после окончания озимой, так и яровой, жатв, иногда при уборке других растений (например, льна). Основные элементы дожиночного обряда были широко распространены у всех восточных славян и заключались в следующем.

При завершении жатвы небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода», «коза», «козулька», либо «косица», «завивали», «заламывали» или связывали различными способами.

В самом древнем и распространенном варианте стебли растений надламывали и сгибали дугой таким образом, чтобы колосья соприкасались с землей (вологодск., новгородск.). Иногда пучок прижимали к земле камнями (смоленск.). В некоторых случаях закапывали концы колосьев в землю, иногда вместе с куском хлеба (запад.-русск.). Сгибание колосьев до земли могло сочетаться с закручиванием в жгут (сев-восточн. Русск.). «Завивать бороду» и означало скручивать жгутом, сгибать, придавать круглую форму. В последнем случае делать венок, не срезая растения. Известно завивание бороды в одно или несколько колец.

Кроме жгутообразных изготавливали «бороды» в виде «косы» («косицы»). «Богородице косица - для урожая на будущий год» (костромск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Борода - коса (красота) представлялась женским символом и связывалась с мотивом свадебного обряда.

В более поздних вариантах обряда несжатый пучок стеблей связывали узлом (реже - тремя узлами), перевязывали наверху, около колосьев, стеблями, травой, поясом, красной ниткой или лентой. Несжатые стебли образовывали круг, стебли из середины которого сжинали для ритуального последнего снопа (см. Дожиночный сноп). Несжатые стебли круглой «бороды», связанные наверху, представляли собой беседку. Нередко «борода» украшалась цветами (архангельск.); в севернорусских районах для украшения «бороды» использовались старые шапки и лапти. Иногда колосья поверх узла срезались и клались в последний сноп (см. Дожиночный сноп).

«Завитая борода» могла накрываться сверху особым снопиком, имевшим названия: «куколка», «клобучок», «шапка». Сноп изготовлялся из того же жита, что и «борода», и одевался на нее колосьями вниз (вологодск., енисейск., костромск., Нерчинский округ Сибири). Подобный вариант «бороды» сложился под влиянием развитого в этих местах ритуала «дожиночного снопа».

Кроме того, «бороду» могли обкладывать соломой или колосьями (вологодск., вятск., костромск., новгородск.), что представляло собой настил, носивший название «гумешко», «гумно» (вятск.) или ограду, забор, называвшихся «двор» (костромск.). Иногда настил воспринимался в значении постели Илье или Христу, тогда срезанные пучки колосьев раскладывались четырехугольником, ориентированным по сторонам света. «Кто говорит Христу на бородку, а кто говорит Христу на постельку. Устанет, ходя-то, он, батюшко, може и прилечь захочет, може, и на моей соломке приляжет» (владимирск.; Славянские древности. 1995. С. 232). Делали настил и в виде круга - «кружка», раскладывая колосья по солнцу (вологодск., новгородск.), реже изготовляли настилы из цветов (пинежск.).

В северо-восточных губерниях, окончив полевые работы, на последней полосе ставили вертикально крест, свитый из ржи, овса, ячменя, и обкладывали жгутиками из тех же стеблей (вятск.), что получило название бороды - «часовни».

Ритуальное «завивание бороды» выполняла старшая из жниц, либо женщина, пользующаяся всеобщим уважением. Происходило это магическое действие в торжественной обстановке с соблюдением определенных правил. Так, «волотки» (стебли) «завивали» по солнцу; до «бороды» не разрешалось дотрагиваться руками, поэтому ее «заламывали», обернув руку рукавом рубахи или передником. Прикрытая рука служила символом богатства и изобилия, а голая - бедности; а кроме того, чтобы сила зерна не исчезла от прикосновения, а осталась в самих колосьях.

Помимо ритуального изготовления «бороды» дожиночный обряд включал в себя прополку «бороды», вскапывание земли между колосьями и засев зерном (запад.-русск.), хождение вокруг «бороды» (сев.-русск.), полив бороды водой, обливание парнями у околицы деревни возвращавшихся с дожинок жниц, мытье ими рук; кувыркание (катание) по земле, стерне или «завитым» колосьям.

Сюда же включались разнообразные действия с серпами. Их могли разложить вокруг «бороды» (южно-русск.), т.е. магически заключить «бороду» в круг; полить водой. Если серп не резал рук во время жатвы - его «награждали». Награждение серпа заключалось в том, что его «женили». Обычай «женитьбы серпа» совершался по-разному. Серп, начиная от рукояти, обматывали колосьями ржи или пшеницы так, чтобы они, примыкая к острию серпа, как бы с него стекали. После этого серпом несколько раз покалывали землю. В другом варианте в последнюю сжатую гость заматывали либо все серпы, участвующие в жатве, или серп самой старшей жницы, которая его и заматывала. Когда обмотанный в колосья серп оказывался вплотную прижат к земле, жница выдергивала колосья с корнями, подымала высоко над головой и говорила: «Родись, и водись, на тот год не переводись!» или «уродись на тот год вот такой» (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33).

Кроме этого, у «завитой бороды» совершались гадания. Так, старшая из жниц садилась на землю лицом к «бороде», собирала серпы у всех женщин, брала их за рукояти и бросала через голову. При этом каждая женщина загадывала - доживет ли она и ее родные до следующей жатвы. Серп, воткнувшийся концом в землю по направлению к церкви, предвещал смерть; серп, упавший дальше всех от «бороды», говорил о долгой жизни (рязанск.). Могли гадать и по зернам нового урожая. Говорили: «К этому хозяину приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, если девушка - замуж идти; если парень - женится; если женщина - дитя родить; если корова - телушку родить; если овечка - двойничков принести!» (вологодск.; Потанин Г.Н. 1899. С. 202).

Отдельным ритуалом можно считать приготовление символического угощения. На положенный внутри колосьев «бороды» камень, изображающий стол, покрытый куском полотна - «скатерью», либо просто на расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к «бороде».

Завершался комплекс дожиночных обрядов праздничной трапезой в доме хозяина жатвы. Иногда это сопровождалось внесением в дом последнего снопа и подношением хозяину венка, сплетенного из колосьев (смоленск.). Основными обрядовыми блюдами на дожинках были: «саламат» - густая каша из овсяной муки с салом и маслом (сев.-русск.), которая по народным представлениям, содействовала плодородию хлебов будущего года; «дежень» - толокно, замешенное на кислом молоке или воде (архангельск., пермск.); пироги с кашей, яичница (у севернорусских - пожинальница), блины, пиво, вино и мед (см. Хмельные напитки).

Дожиночные обряды сопровождались заговорами и жатвенными песнями, исполняемыми в разные моменты ритуала. Во время «завивания броды» пели:

«Уж мы вьем, вьем бороду

У Гаврилы на поли,

Завиваем бороду

У Васильевича да на широком,

У Васильевича да на широком.

На нивы великой,

На полосы широкой,

Да на горы на высокой,

На земли чернопахотной,

На землицы на пахотной».

«Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек, наполняйся!»

(Некрылова А.Ф. 1989. С. 315 - 316).

В заговорах и приговорах, направленных на получение в будущем году хорошего урожая, говорилось: «Вот тебе, Илья, борода! На лето уроди нам ржи да овса!» или «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!» (костромск.; Завойко К. 1917. С. 16-17); «Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке папышка, а хозяевам на доброе здоровье» (новгородск.; Герасимов М.К. 1900. №3. С. 133); «Флор да Лавр, приходите коня кормить» (вологодск.; Зеленин Д.К. 1999. С. 67); «Егорий приходи, коня приводи, и наших коней корми и овечку корми, и коровку корми!» (московск.; Зернова А.Б. 1932. С. 33).

При обливании жниц водой исполнялась песня:

«Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу.

Уродися на лето,

Рожь с овсом,

Со дикушей,

Со пшеницею.

Из колосу - осьмина,

Из зерна - коврига,

Из полузерна - пирог.

Родися, родися,

Рожь с овсом!» (Коринфский А.А. 1995. С. 339).

А во время праздничной трапезы следующая:

«Петрушечка господырек!

Отгреби-тко свой роек!

Отсыти ты нам сыты.

Жней за стол усади.

Жней за стол усади,

Пива-меду поднеси!

Ты напой меня, жнею, -

Я те песенку спою».

(Некрылова А.Ф. 1989. С. 317).

В конце дня звучала последняя песня:

«Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Коровая почали,

Толокна процведали,

Гостей угостили,

Богу помолились!

Хлебушко, расти!

Времячко, лети, лети -

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!»

(Коринфский А.А. 1995. С. 340).

Основной ритуальный предмет дожиночных обрядов - «борода» осознавался как «маленький снопик» или «концы соломы с колосьями»; индоевропейский корень этого слова означал понятие «растительности». Известно название «бороды» наименованием «коза» или «козулька». Говорили: «обжинать козу» (рязан.; Селиванов В.В. 1887. С. 49). В русском языке словом «коза» обозначалась любая часть полосы, приходившаяся на долю одного жнеца. На Ангаре «бородку» называли «уру» (Макаренко А.А. 1993. С. 61). Приписывалась «борода» Богу (богова, божья борода), Христу (Христова бородка), Спасу (для Спасителя борода), Богородице (Богородице косица, Покрову Пресвятая Богородица борода (см. Покров Богородицы); разным святым: Илье-пророку (см. Ильин день), св. Николаю (Николина бородка) (см. Николин день), св. Власию (Волосу / Велесу) (см. Власьев день), свв. Флору и Лавру, Козьме и Дамиану, св. Елене (Елене на косу) (см. Олена-льняница), Егорию Победоносцу и осмыслялась как жертва им. В некоторых толкованиях «борода» посвящалась полевому хозяину или духам поля (полуднице, полевику).

Обряд «завивания бороды» напоминал ритуальное завивание берез. Изготовление из «бороды» венка сохраняло находящуюся там плодородящую силу зерна, а пригибание колосьев к земле, их закапывание, сев семян из «бороды» служили возвращению земле тех сил, которые из нее ушли в зерновые колосья. Зарывание в землю хлеба с солью виделось дополнительным кормлением земли для прибавления ей сил при выращивании будущего урожая. В оставлении хлеба на камне или ткани внутри колосьев «бороды» заметна подготовка к трапезе, жертвоприношению.

Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка «бороды» и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить «чистоту» посевов будущего года; полив водой «бороды» и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной «бородой». Так, камень, найденный под колосьями «бороды» использовался для лечения зубной боли (новгородск.).

Весь комплекс дожиночных обрядов был направлен на сохранение растительной силы снятого урожая на поле, что обеспечивало непрерывность урожаев, соединение уже выращенного с урожаем будущего года, т.е. на обеспечение плодородящей силы земли.

Дажынки (Дожинки) в Беларуси сегодня - Праздник с большой буквы. Это связано с тем, что с 1996 года в рамках государственной программы по возрождению села это мероприятие как республиканский фестиваль-ярмарка работников села государственного уровня проводился в Беларуси ежегодно, а с 2014 года формат праздника изменён на локальный - фестиваль организуется в одном из районных центров Беларуси каждой областью самостоятельно.

В чём суть данного праздника, каковы его традиции, расскажем в данной статье.

Дожинки (Дажынкі) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня.

Считается, что городу, которому выпадает честь принимать этот фестиваль, повезло: там проводится масштабная реконструкция основных улиц, строятся спортивные комплексы, больницы; учреждения культуры получают долгожданное дополнительное финансирование. По интернет-запросу «Дажынкі» или «Дожинки» в течение всего года можно найти отчетные статьи об освоении бюджета праздника исполнительными властями городов, принимающих фестиваль. На сайте Kraj.by постоянно выкладываются фотоотчёты о том, что меняется в городах. Каждый район имеет свою эмблему праздника.

Изображение: nterfax.by

Осуществляя грандиозную программу возрождения села, Беларусь умело начала использовать давние народные обычаи.

«Мы возродили традицию…», - так когда-то сказал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко о ставшем всенародным празднике «Дожинки».

Современные «Дожинки» (Обжинки) за эти годы превратились в республиканский фестиваль-ярмарку тружеников села, своего рода - День работников сельского хозяйства. Каждую осень страна благодарит своих хлеборобов за самоотверженный труд. На «Дожинках» традиционно награждают победителей всевозможных сельскохозяйственных соревнований.


Фото: content.foto.my.mail.ru

Первые возрождённые «Дожинки» (Обжинки) прошли в 1996 году в Столине Брестской области, где ещё с советских времен на границе Беларуси и Украины, у Монумента дружбы осенью традиционно устраивали праздник-ярмарку. Тогда этот праздник назывался Полесский кирмаш. На время кирмаша на центральных улицах города и в парке разбивали шатры, устанавливали декоративные заборы из лозы - в общем, празднику старались придать дух села. Именно на этих осенних ярмарках в Столине и был фактически создан сценарий современных «Дожинок».


Фото: s12.stc.all.kpcdn.net

Чтобы понять суть данного названия, необходимо напомнить, что на территории современной Беларуси исторически переплелись различные религии, в том числе: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и конфессии, при этом в Полесье - сильны традиции католичества.

С середины XIII в. Ливонский орден, Ватикан и Польское королевство начали распространять на белорусских землях католичество.

В середине XVI в. на территории Беларуси кроме православия и католичества распространились различные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм, арианство. Положение православной церкви в Речи Посполитой ухудшилось во второй половине XVI в. в связи с Контрреформацией (религиозно-политическое движение против Реформации, за восстановление позиций католической церкви), которая боролась не только с протестантизмом. но и с православием. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением Брестской церковной унии (1596 год), которая объединила православную церковь Беларуси и Украины с католической. В результате была создана греко-католическая церковь, подчинённая римскому папе, использующая католическую догматику, но сохранившая православные обряды. Унию не приняло большинство православных верующих и она насаждалась насильственными методами. Ограничение прав православных в Речи Посполитой продолжалось и в XVII-XVIII вв. В середине XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой осталась единственная православная Могилёвская епархия.


Фото: nevelikc.ru

Многие традиции кирмаша, зародившегося в XV веке в Полоцке, ещё недавно были утеряны и забыты. Не одну научную экспедицию снарядили Петр Адамович Гуд, старший преподаватель Института культуры в Минске, и научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Леонид Иосифович Минько, чтобы восстановить этот праздник.


Фото: img.tyt.by

Сейчас кирмаш ежегодно проходит в Бресте, в Полесье и на Гродненской земле.

Кирмаш всегда был известен как праздник-ярмарка, поэтому неслучайно первые «Дожинки» и были проведены на Брестской земле.

Заметки на полях. Значение слова «кирмаш»

  1. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир:
  • м. зап. немецк. рынок, торг, базар. У раскольн. зап. губ. гулянье, народный праздник. Кировать? твер. торговать или промышлять.
  1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография):
  • Кирмашъ - родъ ярмарки (Jahrmarkt). Ср. Kirmes (Kirchmesse - церковная служба), ярмарка (годовой церковный праздникъ).

Как видно, истоки данного праздника, как и само значение слова «кирмаш», исходят из христианства.

А в сравнении с современными «Дожинками», столинский дебют 1996 года не был отмечен миллиардными затратами. Но, как вспоминают местные жители, в отличие от теперешних грандиозных торжеств, первые «Дожинки» были праздником не столько для чиновников всех мастей, сколько для простых сельских рабочих, как и положено быть празднику окончания уборки урожая.

Истоки праздника


Изображение: unwatchid.ru

Культура белорусов тесно связана с землёй, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут своё начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование (официально) после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось.

Почему праздник называется - Дожинки? Вот что написано в Большой советской энциклопедии:

«Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приёмом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряжённый в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками» (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 591 с.).

Таким образом, если Полесский кирмаш имеет корни католицизма, то «Дожинки» - это чисто языческий культовый обряд.

Фото: naviny.by

Отмечаемый на государственном уровне праздник урожая - не эксклюзив Беларуси. В Польше общенародный праздник-ярмарка «Дожинки» были инициированы ещё в 1927 году тогдашним президентом Игнатием Мосцицким. «Президентские Дожинки» праздновались до 1938 года ежегодно в сентябре в Спале под Лодзем, где тогда располагалась летняя резиденция польских президентов. С 1946 года по 1980 год в Польской Народной Республике регулярно проходили «Центральные Дожинки» с идеологическим уклоном. После 1980 года акценты праздника изменились в сторону народных и религиозных традиций. В 2000 году президентом Александром Квасневским были возрождены «Президентские Дожинки».

Мир глазами древних славян


Изображение: nester67.narod.ru

Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

  • реальный, мир людей;
  • потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы;
  • божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы.

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях, как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времён язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех её представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей - волхвов - обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян , наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

  • погребения;
  • имянаречения;
  • раскрещивания;
  • свадьбы;
  • переезда (новоселья);
  • пострижин;
  • колядования;
  • сбора урожая (жатвы).

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды : братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам.

Славянские празднества и традиции во многом зависели от территориальной принадлежности народа. К примеру, восточные славяне (современные Россия, Украина и Беларусь) в своем календаре опирались на периоды, значимые для обработки земель, поскольку их основным занятием было земледелие - Бабьи Каши, Жатва, Спасы (яблочный, медовый, хлебный).

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учётом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.

Традиционные дожинки - не автономный праздник, как, например, Новый год. Это третий элемент традиционного белорусского религиозно-ритуального «триптиха», связанного с уборочными работами, в который входят так называемые «агледзiны i пакрыванне поля» (осмотр и покрывание поля), «зажынкi» (зажинки как начало жатвы) и собственно «дажынкі» (дожинки как окончание жатвы). Как отмечают этнографы, изначально сельскохозяйственные обряды являют собой ритуалы поклонения языческим духам и богам, направленные на обеспечение их благосклонности в вопросах сбора и хранения урожая, а также урожая следующего года. Эти ритуально-магические комплексы, однако, сильно видоизменились под влиянием христианства.

По этнографическим свидетельствам, в Беларуси указанная группа обрядов, связанных с уборкой урожая, была чрезвычайно широко распространена ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Описание обряда

Приведём в общих чертах описание обрядов.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женщины. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или что-то приговаривала.

В данных заговорах присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (в плане благоприятной погоды, здоровья и сил тружеников, отсутствия прочих мешающих уборке урожая факторов).

Л. Хрышчанович так описывает этот обряд:

«Обычно зажинки справлялись в субботу вечером. К зажинкам готовились заранее, прибирали в доме, застилали чистой скатертью стол, клали буханку хлеба и ставили соль. Зажинальницей выбиралась женщина «легкая на руку», чтобы всё жниво выдержала и провела успешно. Зажинальница приветствовала ниву: «Добры дзень, нiўка, яроднае жыта!», зажинала несколько стеблей, скручивала их и подпоясывалась ими, а первый сноп ставила со словами «Стаўлю сноп на сто коп, на тысячу мерак», клала под него хлеб и сыр. Потом хозяйка забирала этот сноп домой и зерно из него подмешивали к семенам следующего года» (Хрышчанович Л.У. Беларуския народныя святы, звычаи, абрады. Менск: БДУ, 1992. 137 с.).

Обряд дожинок отправлялся в связи с окончанием жатвы. Приурочивалось это событие традиционно к 22-23 сентября - дням осеннего равноденствия. Как сообщают этнографы, «в народном календаре им предшествует праздник Багач (Богач), а в христианском - Вторая Пречистая, или День рождения Богородицы». Оба праздника празднуются 14 (21) сентября. И это действительно важный момент, так как во многих архаичных религиях даты равноденствий, как и даты солнцестояний, почитались сакральными. У многих индоевропейских народов с днём осеннего равноденствия был связан праздник Нового года, а окончание жатвы - дожинки - оказывались одним из элементов сложного ритуально-обрядового комплекса, в котором эклектично и в то же время гармонично сплетались мифы о родящей мощи земли, щедрости духов природы, небесная и солярная мифология. Необходимо было отблагодарить «духов хлебной нивы» или Бога за полученный урожай и магическими методами гарантировать благосклонность высших сил на будущий год.

Обычно дожиночный обряд включал в себя следующие элементы: в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней.. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли.

Фото: e-libra.ru

Последний стог, так называемый дожиночный, украшенный или даже ряженый в женские платья, оставлялся в избе рядом с зажиночным до следующего года. Последние колосья, около тридцати, оставлялись на ниве. С ними связан интересный ритуал. Из девушек выбиралась самая красивая («Багіня»), и она полола траву под последними стеблями, затем под них клалось и наливалось угощение: хлеб, сыр, спиртное, а сами колосья заплетались в т.н. бараду (бороду). Мифологи связывают обряд «завивания бороды» с жертвой козлоподобному духу нивы. Некоторые исследователи усматривают в этом акт благодарения душ предков за помощь в уборке урожая.

Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках, они все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным.


Изображение: otvet.imgsmail.ru

Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные «зажинки» и «дожинки». Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т.д.


Фото: zhodinonews.by

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника «дожинки», сохранился «дожиночный сноп», венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли своё продолжение и в XXI веке, правда, в виде праздничного карнавала.

Трансформация праздника на современном этапе


Изображение: nn.by

В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.

В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.


Фото: kp.by

Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.

Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.

Современные Дожинки - республиканский фестиваль-ярмарка


Изображение: onlinegrandcasino.ru

Сразу отметим, что эти элементы - марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев - безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.

По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.

На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.


Фото: gomel-fermer.by

Формат локальных дожинок имеет место в западной Беларуси. Об этом свидетельствует, например, заметка «У СВК Варняны справiлi дажынкі» из газеты «Астравецкая прауда» от 7.09.2011 года. И в нём есть место сакральному элементу: участие ксендза является важной частью данного мероприятия. Более того, сама форма проведения мероприятия, те смысловые связи, которые в свободной форме (особо подчеркнём) рождаются в процессе его проведения (например, передача дожиночного снопа скотоводам) свидетельствуют о его естественности и необходимости в жизни сегодняшних тружеников села.


Фото: sb.by

С 2014 года изменен формата проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки».

Президент А. Лукашенко отметил, что для тех городов, где проходил фестиваль, оставался хороший след. Однако у нынешнего формата «Дожинок» есть и свои недостатки. Прежде всего главу государства не устраивает сезон проведения праздника - начало осени. В это время можно подвести итоги только на основании валовых объемов собранного зерна, его урожайности. Однако такой важный показатель как эффективность продаж, полученный доход остаётся неучтенным. Поэтому Александр Лукашенко считает, что лучших аграриев на республиканском уровне необходимо чествовать в начале календарного года, а проводить церемонию во Дворце Независимости, где будут вручаться, в том числе и государственные награды.

«Дожинки» же решено проводить в районах на базе одного из агрогородков. По мнению Президента, таким образом за 10-12 лет их приведут в порядок. На областном уровне фестивали будут устраивать в районных центрах, за исключением городов областного подчинения и тех, где уже проводились «Дожинки».

Послесловие


Фото: kraj.by

Превращаясь в профессиональный праздник работников сельского хозяйства, в Дожинках религиозный ритуал формализуется, перестает быть магическим ритуалом, так как утрачивается адекватное восприятие связанных с ним смыслов; обряд сохраняет отдельные элементы только в отчужденно-символическом, фольклорном виде, становясь республиканским (а теперь и местным) фестивалем-ярмаркой работников села и перемещаясь в город. Та форма, которую на протяжении последних пятнадцати лет Дожинки обретали как республиканский праздник, организуемый на государственном уровне в рамках программы по возрождению и развитию села, является своего рода новой формой не религиозного ритуала, призванного легитимировать для его участников определенный миропорядок, устанавливаемый, однако, уже не мистическими силами (духами и богами), а государственной властью.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, что есть такие значимые республиканские мероприятия как «Дожинки», где прославляется Человек Труда. Хорошо, что эта традиция остается и на областном уровне.

Следует отметить, что имеет место трансформации белорусского общества, как и во всём мире, и то, что современный праздник имеет языческое название (при отсутствии всевозможных ритуалов и обрядов), свидетельствует лишь только о том, что и власть, и население страны уважают традиции своего народа.

Благодаря «Дожинкам» жители глубинки имеют почти столичную инфраструктуру, которая активно ими используется. И неудивительно, что для населения райцентров, в которых проходил агрофестиваль, время разделилась на «до» и «после» «Дожинок».

Материалы:

Обычаи и традиции Беларуси. Дожинки
http://probelarus.by/belarus/information/tradition/dozinki_obychai_i_tradici.html

Православие и католичество на территории Беларуси
http://geum.ru/kurs/pravoslavie_katolichestvo_territorii_belarusi_xiv-xviii.php

Языческие обряды и ритуалы старины

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы - Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты - 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству - приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки - один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай - не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка - ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд - катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» - спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием - на приусадебном участке, в свободное от работы время…

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами - работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника - 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины - оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, - в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно - обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок - священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) - изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа - Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» . Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» .

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов - подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После - сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего - вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. ?

Слава Богам и Предкам нашим!

На сцену, неся на руках искусственного поросёнка, выходит хозяюшка.
Хозяюшка: Миленький мой, хорошенький! Ласковый, заботливый. Хрюшенька! Погляди, сколько народу пришло на тебя полюбоваться. Они ж думают поросёнок только еда, мясо бессловесное. А ты для меня, можно сказать, самый близкий человек. Хрюкни им что-нибудь.
(Звучит фонограмма хрюканья поросёнка)
Хозяюшка: Вот так – вот так! Хороший поросёнок, хороший! И никто нам с тобой не нужен. А от мужиков толку всё равно мало. Какой от них толк? Напьётся где-нибудь, приползёт на четырёх домой. Грязный, вонючий как свинь… (фонограмма возмущенного хрюканья) Ой, прости! Чуть мамочку твою не вспомнила. Хорошая была женщина. Так о чём я? А, о мужиках. Говорят, мол, хозяин в доме должен быть. Не нужен мне тут никакой хозяин. Сама справлюсь. А не справлюсь, люди помогут. Созову толоку, соберутся, не сомневайтесь. А вот кажись и они (хозяюшка уходит).

(Звучит фонограмма песни «А ў лузе, лузе», выходит хор, хор исполняет песню).
1 Толочанка: Добрый вечер тому, кто в этом дому!
Кто гостей привечает, помощников поджидает.
2 Толочанка: Мы люди работящие, самые подходящие.
Жнём без устали, едим не густо мы.
3 Толочанка: Принимай хозяюшка толочанок!
Угощай чем бог послал, да и в поле пора идти.
День короток, а работы непочатый край.

(Звучит фонограмма песни «Воран», хор исполняет песню. В конце песни хор расходится книжкой, освобождая место по центру для выхода хозяюшки).
(выходит хозяюшка)
Хозяюшка: Ой, же вы мои хорошие! Я вас сейчас попотчую.
(Хозяюшка угощает толочанок.)
2 Толочанка: Тяжело тебе хозяюшка одной по хозяйству управляться надо бы хозяина в дом найти.
Хозяюшка Да где ж его найдёшь то.
1 Толочанка: Мужик не пятак сам тебя найдёт. Не грусти, лучше спой с нами.

(Звучит фонограмма песни «По дорожкам», хор исполняет песню).

1 Толочанка: Солнышко просыпается, день начинается.
Хватит петь да угощаться. Нужно за работу приниматься.
(Звучит фонограмма песни «По дорожкам» хор уходит)
Хозяюшка: Пошли. Да и нам с тобой некогда сидеть. Нужно толочанкам обед собрать. Оглянуться не успеешь, как день придёт. Нужно дров наколоть, печь истопить, воды наносить, скотину покормить…(загибает пальцы) Ой, тяжело без мужика. А ведь раньше я и не думала не гадала, что это такое – хозяйство! Всё мама да папа делали, а я только гуляла да веселилась, да с девчатами танцевала (берёт поросёнка на руки и вальсирует с ним за сцену).

(Звучит фонограмма танца «Красная смородина». Танцевальный коллектив «Лошничанка» исполняет танец).

(Хозяюшка выходит с топором толкает ногой колоду)
Хозяюшка: Нарубить дров! (докатывает колоду до середины сцены, ставит её и садится). Устала. Вот сейчас передохну немного и расколю эту штуковину. Что я хуже других что ли? Вон бабка Маня справляется с топором, и я справлюсь.
(Звучит фонограмма на выход городского «главная тема из кинофильма «Джентельмены удачи». На сцену выходит городской)
Городской: Эй, чувиха! Чё сидим? Прикольное у тебя креслице. Отпад! Гламур! Типа под старину да? Декор аля де Берёза. Типа дай мне пепси из колодца холодненького если не в лом!
Хозяюшка (ошарашено): Niht ferstein, касатик!
Городской: Ну нет колодца, из морозилки дай, я не привередливый. Хотел типа по-деревенски. Ну, да ладно!
Хозяюшка: Водички тебе? Пить хочешь?
Городской: Не хотел тебя напрягать, думал колой обойдусь, но если и водичка есть, то вообще ништяк!
(Хозяюшка приносит ковшик с водой, городской выпивает)
Городской: Вау! Чисто – вода! Выдохлась только, газа нет. Сколько с меня?
Хозяюшка: Рублей в смысле?
Городской: Могу в у.е. если хочешь!
Хозяюшка: А дров наколоть можешь?
Городской: Чё?
Хозяюшка Вот эту штуковину на части топором.
Городской: Кресло? У тебя крыша что ли едет?
Хозяюшка: Крыша у меня тоже покосилась немного, но пока только дрова нужны.
Городской: Дрова? Типа на комп?
Хозяюшка: Типа на печь.
Городской: Не! Не умею! Ещё пораню чего себе. Давай лучше ты сама своё кресло поломай, а я спою тебе чё!
Хозяюшка: Ну, что с тебя взять? Пой!
(Хозяюшка укатывает колоду за сцену)

(Звучит фонограмма песни «Роза огня» Князев исполняет песню).

(Хозяюшка выходит с охапкой дров)
Хозяюшка: Чё стоишь? Толку от тебя никакого. Мужик называется. Пошёл отсель (замахивается поленом, Городской убегает.) Не нужны нам такие. Сами справимся. И не так уж сложно эти дрова колоть. Ерунда (поднимает поросёнка) Правда, хрюшенька?
(Звучит фонограмма хрюканья)
Хозяюшка: Ой! А этот-то, городской! Ведь нигде не пропадёт. Гляньте! Уже клеит кого-то. Кадриль танцевать зовёт. Эх! Пойду за водой.

(Звучит фонограмма «Кадриль» танцевальный коллектив самодеятельности с/к исполняет шуточный танец).

Хозяюшка: Кыш-кыш! Расплясались тут. С ведром не пройдёшь. А мне ж и баньку истопить нужно. Тут ведром не обойдёшься. Эх, мужика бы! Чтоб хоть с водой в ладах был.
(Выходит моряк)
Моряк: Здравствуй, девица-красавица! Уж кто-кто, а я с водой в ладах. Это тебе просто крупно повезло. Чем помочь?
Хозяюшка: Батюшки! Моряк, пособи если делать нечего.
(моряк берёт ведро)
Хозяюшка: Моряк, а ты откуда и куда?
Моряк: Я, сударыня, из дальнего плаванья в родные края направляюсь. Заждались меня родные матушка и батюшка.
Хозяюшка: А жены у тебя нет?
Моряк: У меня в каждом порту жена, а то и две. А тут ни одной.
Хозяюшка: Ой! Какой интересный мужчина.
(выходит жена моряка)
Жена моряка: Мусик!
(у моряка вываливается из рук ведро)
Моряк: Манечка! Душа моя! Ты ли это? Радость-то какая. А я вернулся.
Хозяюшка: Женат! Так я и знала.
Жена моряка: По воду пошёл сразу? Молодец!
Моряк(хватая ведро): Да, Манечка, уже бегу! (убегает за сцену.
Хозяюшка: Куда? Моё ведро (бежит следом). Ведро украли.

(Звучит фонограмма песни «Не ходи ты грусть». Морозова исполняет песню).

(Хозяюшка выходит с коромыслом с вёдрами)
Хозяюшка: Фу! Всё последние два ведра и кадка цела! Сейчас печь растоплю. Берём спичечку, зажигаем. Ай-яй-яй! (бросает) Не получилось. Ничего-ничего! Получится. Берём спичечку, зажигаем! Батюшки! (Бросает). Что ж я и печь не растоплю без мужика? Вот бы мне такого, чтоб с огнём управился.

(Звучит фонограмма Араш «Salamati» на выход факира, выходит факир, за ним две ассистентки с факелами).
(ассистентки исполняют восточный танец, факир проделывает трюки на гибкость)
Хозяюшка: Камасутра отдыхает!
Хозяюшка: Слушай, хватит выделываться! Огонь давай!
Факир: Что ты сердишься, женщина! Будет тебе огонь, Будет много огонь. До неба, до звёзды, до космос!
(факир выдувает пламя)
Хозяюшка: Да ты мне хату спалишь, урюк недожёванный! Убирайся! (прогоняет факира)

(Звучит фонограмма «Танец огня», танцевальный коллектив «Лошничанка» исполняет танец).

Хозяюшка: Сама дров нарубила, сама воды наносила, сама печь запалила. Всё сама. Дома все сыты, пора и в поле идти. Как там мои девчата-толочанки. Нужно им обед нести. Соберу корзиночку. Хлеба б не забыть, молочка, чего ещё? Вроде всё! Пойду.

(Звучит фонограмма хоровода «У дуброве». Хор исполняет песню. После песни хор расходится книжкой, освобождая место в центре для выхода хозяюшки).

(на сцену в центр входит хозяюшка)
Хозяюшка: Ой же ж, вы мои хорошие! Вижу-вижу, потрудились, притомились, проголодались!
1 хлопец: (потирая руки) Вот! Молодец, баба! Поесть принесла!
Хозяюшка: А тебя никто к столу и не приглашал. Гэть отсель! Пойдёмте, девчата, пополудничаем. (уходят, а хлопцы подходят к микрофону о поют песню «Ой, то не вечер»)
1 Толочанка: Ой, что-то песни у вас грустные. А ну давай сюда гармонь. Сыграй-ка нам, Ваня, частушки! У нас в селе девки самые певучие.

(Вокальная группа самодеятельности с/к исполняет частушки)

1 Толочанка: Всё пора за работу! Пойдём, бабоньки!
(Женщины уходят)
1 хлопец: Чего-то нам не везёт сегодня с женщинами.
2 хлопец: Подумаешь! Что они одни на свете. Пошли до городских. Они нынче бульбу собирать приехали. А какие из них сборщики! Тьфу! Только танцевать и умеют.
1 хлопец: Точно! Толи люди, толи птицы!

(звучит фонограмма танца «Толи люди, толи птицы» танцевальный коллектив «Лошничанка» исполняет танец).
(выходят хлопцы)
1 хлопец: Ничего себе девушки, хорошенькие.
2 хлопец: Да ну! Милюзга! А мне, кстати, хозяюшка наша очень приглянулась.
1 хлопец: Ну, так женись!
2 хлопец: А что! Думаешь слабо? Она женщина, между прочим работящая и не урод! Да!
(уходят)

(звучит фонограмма песни «Паруса любви». Комель исполняет песню)

Хозяюшка: (выходит, напевая) Ну, всё! Всех накормила, напоила. Пора и домой двигать. Вечером-то толочанки снова голодные будут. Придут гулять. Опять нужно дров нарубить, печь истопить, воды наносить. Эх, где ж мужики-то?
(выходит хлопец с граблями)
Хлопец: Хорошо поёшь, девица!
Хозяюшка: Что ж, спасибо! Пойду я, дел полно!
Хлопец: Куда ж ты бежишь? А поговорить!
Хозяюшка: Тебе делать нечего, конечно! Шёл бы работать!
Хлопец: А я, девица-красавица, уже работать закончил!
Хозяюшка: Закончил? Везёт! А мне ещё дров нарубить, воды наносить…
Хлопец: Так я помогу тебе.
Хозяюшка: Ещё чего! Без тебя управлюсь. Да и куда тебе? Хиленький ты, слабенький. Ещё помрёшь.
Хлопец: Это я-то хиленький? Да я – эх! Да я – ух! Да я просто – ах! Погоди, постой!
(уходят)

(звучит фонограмма танца «Жасмин». Танцевальный коллектив исполняет танец).

(вбегает хозяюшка, за ней хлопец с коромыслом с вёдрами)
Хозяюшка: Ой! Кажись идут!
Хлопец: Точно идут. Слышно уже!(за сценой звучит фонограмма «Выйдзі, выйдзі, гаспадарыку")
Хозяюшка: Стол неси!
Хлопец: Несу-несу! (проносит стол через сцену)
Хозяюшка: Самовар-то не поставили. Пить захотят.
Хлопец: Ставлю-ставлю! (проносит самовар в обратную сторону)
Хозяюшка: Одеться ж нужно. Перед гостями неудобно.
Хлопец: Одеваюсь-одеваюсь! (бежит через сцену, одевая камзол) Готов!

(входят толочанки, поют песню «Поздароў, Божа гаспадару»)
(Хозяюшка встречает толочанок с хлебом-солью. Толока ставит у ног хозяина дожиночный сноп, хозяюшка окропляет его водой)
1 толочанка: Паздароў, Божа, гаспадару!Прынеслі табе вянок з шырокага поля, з ядронага жыта. Гаспадар свайго гаспадарства не страціць, нам за вянок заплаціць хоць чырвоныя боты для нашай ахвоты-жіту на ўраджай, гаспадару на доўгій век. Гаспадару вянок, а нам гарэлкі збанок.
(Толока отдаёт хлопцу венок. Хлопец принимает с поклоном, дарит Толоке красные ботинки).
Хлопец: А поцеловать.
1 Толочанка: А нам мама целоваться не велит.
Хозяюшка: Ты, дружок на девок не заглядывайся-не заглядывайся! Нам с тобой ещё баньку проведать нужно, банька небось уже готова, а мы с тобой тут песни поём, или ты уже забыл про хозяйские дела?

(звучит фонограмма песни «Марыся». Хор исполняет песню).
Хозяюшка: Ну всё банька подоспела, венички замочены.
1 толочанка Хозяюшка, а хозяюшка! Уходили в поле, одна была, а вернулись, нас уже хозяин встречает.
2 толочанка: Где взяла такого красавца-молодца, да в работе-удальца?
Хозяюшка: Где взяла, не скажу! А вам советую, такого же найти. В доме должен быть хозяин.
Хлопец: А ну, народ! Кто первый в баньку, за мной! А остальные – гулять!

(звучит фонограмма «Лявонихи», исполняет вокальная группа самодеятельности с/к).
(выходит ведущий)
Ведущий: Мне жить и жить, пока стоят хлеба
И петь о них пока имею голос…
Как хлебороба вечная судьба,
В гербе моей страны – высокий колос,
Не знаю, какова моя судьба,
Но с детства зная, что такое колос,
Я буду жить пока стоят хлеба
И петь о них пока имею голос.
(звучит фонограмма финальной песни «Беларусь трудовая», Князев исполняет песню, на второй куплет выходят все участники концерта)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения