Семинар-практикум
«Конфликты в образовательных учреждениях: пути конструктивного решения»
Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
· ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;
· проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе в ученическом коллективе;
· показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
· показать значимость эмоциональной сферы обучающегося и ее влияние на общение в ходе конфликта;
· помочь обучающимся скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (обучить навыкам умения не допускать конфликтной ситуации в образовательной среде).
Время : 1 ч 30 мин
Понятия для усвоения: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, объект и субъект конфликта, эскалация конфликта, компромисс.
Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, флип-чарт, бумага белая формата А-3, А-4, маркеры (фломастеры), блокноты (бумага) для индивидуальных записей, ручки, карточки с заданиями, скотч, раздаточный материал для практической работы.
Участникам практикума: электронный вариант содержания практикума «Конфликты в образовательных учреждениях: пути решения»; сборник «Формирование навыков общения и бесконфликтного поведения» (составленный специалистами ЦППиМСП, состоящий из193 страниц).
План практикума
№ | Название упражнения, содержание работы | Время выполнения (мин.) | Ресурсное обеспечение |
1 | Ознакомление с темой семинара-практикума, целью его проведения, задачами | 5 | Информация о теме, цели и задачах практикума на слайдах презентации |
Знакомство «Узнай меня» | 5 | ||
Принятие правил семинара-практикума | 5 | Слайд презентации | |
Упражнение «Сказка о тройке» | 10 | Листы бумаги по количеству участников | |
Упражнение «Пишем синквейны» | 10 | Бумага, ручки для индивидуальной работы | |
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (анализ ситуаций) | 15 | Карточки с типами поведения в конфликтной ситуации, 2 листа бумаги А4, бумага, ручки для групповой работы, флип-чарт, цветные маркеры | |
Упражнение Тест «30 пословиц» | 15 | Бланки для диагностики, дополнительно: бумага для построения индивидуальных графиков, образцы возможных графиков | |
Упражнение «Достойный ответ» | 10 | Карточки с заданием по количеству участников, бумага, ручки для индивидуальной работы | |
Коллективная творческая работа Упражнение «Нас с вами объединяет» | 10 | Лист бумаги А3 (окрашенный в теплые цвета спектра) рисунок солнышко по центру, бумага, ручки для индивидуальной работы, флип-чарт, цветные маркеры | |
Главные выводы. Подведение итогов семинара-практикума | 5 | Информационный материал в слайдовой презентации |
1 .Знакомство «Узнай меня». Участники объединяются в пары и друг другу рассказывают значимых три вещи о себе (что любите, чем увлекаетесь или какие-то личностные качества и т.д.) из которых две являются правдой, а одна вымыслом. Обсуждение проводится в течение 3 минут. Собеседник рассказывает аудитории три услышанных версии, а задача участников определить, что является правдой, а что вымыслом.
Ведущий подводит итог упражнения, нацеливая участников на то, что очень важным является в профилактике конфликтных ситуаций слушать и слышать собеседника, и отличать важную информацию от вымысла. При необходимости уточнить правильно ли понял услышанную информацию при общении.
2 . Принятие правил:
1.Здесь и сейчас - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
2.Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.
3. Принцип «Я» - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».
4. «Правило личной активности и обратной связи». Секрет успеха не в знании, а в умении применять эти знания на практике. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать и попробовать это самому.
5.«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.
6. Взаимоуважение - доброжелательное отношение к мнению окружающих и умение слышать и слушать.
7. «Мобильные телефоны» . Отключить звуковые сигналы.
Упражнение «Сказка о тройке»
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С.
Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия
Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения
А – человек, который не видит, но слышит и говорит.
В – человек, который не слышит, но может видеть и двигаться.
С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться
Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор .
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего
2.Что помогло осуществить задание?
3. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
4. Какие чувства испытывали?
5. Что изменилось в момент?
6. Почему вы выбрали это решение?
7. Какие использовали средства для коммуникации?
4 .Упражнение «Пишем синквейны»
Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.
Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:
строка 1 – определяемое понятие;
строка 2 – два прилагательных к нему;
строка 3 – три глагола к нему;
строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;
строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)
Например: СПОР
1.Форма деятельности.
2.Индивидуальная, групповая.
3. Состязаться, проявлять, действовать.
4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.
5.Стиль жизни.
Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.
После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.
СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.
Причины конфликтов Причины конфликтов состоят в расхождении:
· знаний, умений, привычек, личностных черт;
· функций управления;
· эмоциональных, психических и других состояний;
· экономических процессов;
· задач, средств и методов деятельности;
· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;
· взглядов и убеждений;
· понимании, интерпретации информации;
· ожиданий, позиций;
· оценок и самооценок.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
Собираясь дать определение этому понятию, многие подразумевают под ним агрессию, споры и склоки, но оно охватывает более широкую область деятельности человека и не всегда носит деструктивный характер. Интересы сторон сталкиваются в самых разных сферах – трудовой, экономической, социальной и т.д. Что такое конфликт – в этой статье.
При отсутствии согласия между сторонами, когда каждая хочет занять позицию, несовместимую или противоречащую интересам другой, возникает столкновение. Понятие конфликта изучает наука конфликтология. Она и выявляет проблему, мотивы, которые побуждают участников к конфронтации, их позиции и цели. Суть конфликтов многообразна, но при этом между участниками всегда возникает напряжение, но при желании можно найти выход из создавшегося положения.
В любом обществе неизбежны столкновения, ведь это главное условие развития общества. Причем чем она сложнее, чем больше в ней групп с несовпадающими и взаимоисключающими интересами, тем больше причин для возникновения конфронтации. Решение конфликтов в большей степени зависит от преследуемых субъектами целей и их желания разрешить ситуацию позитивным или негативным образом. Открытую борьбу сторон и реальное противоборство может спровоцировать несовместимость потребностей и ценностей.
Явление это сложное и многомерное и факторы, его породившие, существенно различаются:
Специалисты много спорят о роли противостояний в обществе и выделяют следующие негативные стороны :
К положительным сторонам относят:
Столкновение сторон различают по объему и длительности, используемым средствам, источнику возникновения, форме, характеру развития и др. Типы конфликтов в сфере правления:
По способу разрешения они могут быть антагонистичными и компромиссными. В первом случае в процессе противоборства разрушаются структуры всех сторон или же одна предстает победителем, а во втором учитываются интересы всех участников. По составу сторон выделяют:
В своем формировании столкновение протекает в несколько фаз:
Настаивая на своем, стороны могут придерживаться следующего курса:
Итоги конфронтации могут быть самыми печальными. Конфликты в семье могут приводить к разводу, столкновения в рабочем коллективе – к снижению объемов производимых товаров и услуг. Отрицательные стороны конфликта включают подрыв доверия между сторонами, причем столкновение имеет тенденцию к углублению, расширению и приводит к открытой коллизии, а если это происходит в обществе и мире, то возможна война.
Есть очень много способов оградить себя от открытой конфронтации. Нужно повышать уровень своей грамотности и принципиальности. Ведь чем большее значение человек придет морально-нравственному воспитанию, тем сильнее в нем желание разрешить ситуацию мирным путем, не устраивая истерик и не переходя на личности. Осознание конфликта – это уже шаг на пути поиска выхода из него. Еще на самой ранее стадии, когда только возникает напряжение, можно приступить к переговорам, а в дальнейшем производить анализ ситуации и не допускать проблем.
Данный процесс состоит из трех этапов:
Разрешение конфликта начинается с выявления проблемы и ее обсуждения. Необходимо выслушать каждую из сторон и приступить к поиску варианта решения, который устроил бы обоих, тщательно разобрав все его положительные и отрицательные характеристики. Требуется уточнить все детали выполнения договора, варианты действий в случае форс-мажора. В дальнейшем нужно действовать согласно принятому плану.
Они преследуют цель устранить или минимизировать причины, породившие столкновение, и откорректировать поведение участников:
В мудрой пословице: «Уступи – будь умнее» заключен весь смысл. Зачастую сделав шаг навстречу, приняв человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно выиграть. Правила поведения в конфликте всегда одни и те же – необходимо постараться понять другого, его мотивы, быть честным с собой и терпимым к другим. Иногда полезно привлечь к спору третьего, кто непредвзято оценит ситуацию и установит контакт с каждой из сторон. Ну а самое главное – уважительно относиться к оппоненту и в любой ситуации сохранять лицо.
Между людьми с радикально отличающимися интересами и взглядами нередко возникают конфликты. Их суть многообразна. Но всегда вне зависимости от ситуации между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив, испытываемый ими по отношению друг к другу.
Но все мы живём и взаимодействуем в социуме. Люди, являющиеся его членами, разные. И вряд ли кому удавалось избежать таких «столкновений». Впрочем, с психологической точки зрения подобные ситуации иногда даже полезны. Так что сейчас стоит поговорить про минусы и плюсы конфликтов.
Эмоциональный аспект
О нём следует сказать в первую очередь. В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, разрушительно воздействующими на участников. Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести даже к возникновению и развитию различных заболеваний, которые обычно затрагивают ЦНС, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д. Странно?
Ничуть, ведь в нашем организме всё взаимосвязано. Это минус. Но есть и плюс! В таких ситуациях можно научиться брать верх над эмоциями - контролировать их, дистанцируясь от эпицентра конфликта. Не каждый умеет уйти от «точки кипения». Но при таких обстоятельствах можно попробовать развить этот навык. Популярный способ – концентрация на чём-то другом, не на эмоциях. Например, на счёте от 1 до 10.
Столкновение интересов
Это и подразумевают конфликты. Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Отрицательная сторона заключается в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.
Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу? Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.
Вражда
Рассказывая про плюсы и минусы конфликтов, нельзя не отметить, что именно к вражде нередко приводят столкновения интересов. Ничего хорошего в этом нет. Но в то же время конфликт – это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.
Типология
Что ж, после краткого рассмотрения плюсов и минусов конфликтов хотелось бы уделить немного внимания их классификации. Хорошую типологию выделяют в социальной психологии. Вот какие бывают конфликты:
1.Внутриличностные.
2.Межличностные.
3.Межгрупповые.
4.Между личностью и группой.
В то же время, к какому бы типу столкновение интересов не относилось, оно может быть либо конструктивным либо деструктивным. В первом случае участники конфликта приходят к единому мнению касательно его решения.
Разногласие устраняется, и отношения между людьми укрепляются. Во втором случае участники конфликта не приходят к решению проблемы. Условно о случившемся они, конечно, могут забыть. Но если последствия разногласий неблагоприятно в дальнейшем отражаются на их отношениях, то конфликт считается деструктивным – нерешённым.
Виды Если в качестве критерия взять объект конфликтов, то получится выделить пять следующих видов:
Экономические. Возникают на почве столкновения экономических интересов. Характеристика конфликта проста – он возникает из-за того, что потребности одной стороны удовлетворяются другой.
Социально-политические. Их основой являются противоречия, затрагивающие политику государства и прочие аспекты данной сферы.
Идеологические. Они возникают из-за противоречий во взглядах на различных проблемы государства, общества и жизни.
Социально-психологические. Тут характеристика конфликта проста и понятна, так как данный вид противоречий встречается чаще всего. Возникают они из-за психологической несовместимости людей, идейных расхождений, борьбы за лидерство, эгоизма и т. д.
Социально-бытовые. Эти конфликты связаны с разными представлениями людей о быте и жизни. Самый простой пример – дисгармония в семейных отношениях. Причинами возникновения могут быть как бытовые неурядицы, так и идейные расхождения.
Это довольно узкая и обобщенная классификация. Также стоит отметить, что ещё конфликты бывают эмоциональными и рациональными, длительными и кратковременными, духовными и материальными.
Стратегии поведения
О них тоже стоит вкратце рассказать. Всего известно пять стратегий поведения в конфликте. Соревнование. Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.
Приспособление. Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку. Избегание. Нейтральная стратегия. Её предпочитают люди, которые стараются избежать конфликтов. Они не принижают свои интересы, но и чужие тоже не учитывают. Компромисс. Данная стратегия подразумевает частичное удовлетворение интересов каждой стороны. Один человек уступает другому, если и тот сделает то же самое. Сотрудничество. Самая разумная стратегия. Ей следуют люди, которые хотят, чтобы в выигрыше оказались все.
Они выясняют повод и причину конфликта, объективно рассматривают его со всех сторон и находят решение, устраивающее всех. Следование последней стратегии, разумеется, является лучшим способом решения проблемы. Но не лёгким. Потому что перед тем, как наладить «сотрудничество» между участниками конфликта, нужно до каждого «достучаться».
Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать и предупреждать производственные и трудовые конфликты является профессиональной компетенцией, а в передовых компаниях умение строить конструктивный конфликт и вовсе фигурирует среди корпоративных ценностей.
Действительно, зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, выявляя мотивы и цели участников конфликта, осознавая свои истинные интересы в конкретной ситуации, владея методами анализа конфликтной ситуации и организации совместного поиска решений, менеджер гораздо эффективнее справляется со сложными управленческими проблемами.
Для многих конфликт в организации ассоциируется с нарушением взаимоотношений, потерей психологического равновесия, эмоциональным дисбалансом. Однако конфликт может быть полезен как конфликтующим сторонам, так и компании. Задача состоит в том, чтобы конфликт из делового контекста не смещался в область личностных отношений, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал формировавшуюся годами совместимость.
Примером "полезного" для компании конфликта может выступить так называемый позиционный конфликт, когда в структуре организации для подразделений сознательно формируются противоположные, конкурирующие цели, в результате чего возникает объективное противостояние. Позиционный конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы своей состоятельности, разрабатывают новые технологии. Другими словами, позиционный конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для организации.
Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами, насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и межличностный конфликт.
Кроме того, полное отсутствие конфликтов в организации выглядит неестественно, гармония в управлении всегда отдает фальшью, ведь как выразился основоположник современной конфликтологии Георг Зиммель, "враждебность, наряду с симпатией, является основой человеческих отношений". Очевидно, именно поэтому два известных в США руководителя - Дж. Бурке из корпорации "Джонсон энд Джонсон" и Э. Гроун из "Инеп" - настаивают на важности в управлении организациями такого фактора как "созидательная конфронтация". Они не только поощряют расхождение во взглядах менеджеров, они просто требуют от них этого. Они окружают себя людьми, которые достаточно подготовлены, чтобы знать правду, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто их излагать, особенно, в тех случаях, когда правда не совпадает со взглядами высших руководителей.
Безусловно, организационными конфликтами необходимо управлять, и здесь важны не столько формы действий, сколько их функциональные или дисфункциональные последствия.
Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного. Именно конфликтные ситуации могут являться точками роста и развития организации, могут дать существенный толчок для формирования в ней новых отношений. Однако для реализации этой важной функции конфликтов требуются два существенных условия: во-первых, изменение отношения к конфликтам, формирование позитивного отношения к ним и умения "видеть" в конфликтах конструктивное начало; во-вторых, формирование умения анализировать конфликтные ситуации, управлять ими, обогащение "репертуара" технологий разрешения конфликтов, а также соблюдение принципов, способствующих разрешению конфликта.
Конфликты. Плюсы и минусы.
Между людьми нередко возникают конфликты. И всегда, вне зависимости от ситуации, между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив по отношению друг к другу.
Все люди разные... Но вряд ли кому удавалось избежать в своей жизни «столкновений».
Впрочем, с психологической точки зрения, подобные ситуации иногда даже полезны. Так что сейчас стоит поговорить про минусы и плюсы конфликтов.
В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, которые действуют на нас разрушительно.
Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести к возникновению и развитию заболеваний, которые затрагивают Центральную Нервную Систему, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д.
Странно?
Ничуть, ведь в нашем организме всё взаимосвязано. И разрушительные мысли и эмоции приводят к разрушению организма на физическом уровне.
Но есть и плюс! В таких ситуациях можно и нужно научиться брать верх над эмоциями — контролировать их, дистанцируясь от эпицентра конфликта.
Не каждый умеет уйти от «точки кипения». Но при таких обстоятельствах можно попробовать развить этот навык. Популярный способ - концентрация на чём-то другом, не на эмоциях. Например, на счёте от 1 до 10.
Столкновение интересов
Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Минус в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.
Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу?
Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.
Вражда
Конфликты нередко приводят к вражде. Ничего хорошего в этом нет.
Но в то же время конфликт - это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.
Как мы ведем себя в конфликтной ситуации?
Всего известно пять стратегий поведения в конфликте.
Соревнование.
Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.
Приспособление.
Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку.