Про семейное счастье и отношения

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью.
Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.
Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”.
Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, - говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием.
И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.
Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.
Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным...

НУЖЕН ПЛАН «Молчалины блаженствуют на свете...» В комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалина характеризуют так: “на всех глупцов похож”;

“целый день играет, молчит, когда его бранят”. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить “всем людям без изъятья”, проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, “в нем Загорецкий не умрет”. Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!”
Однако цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Он считает, что все должны стремиться к той же цели, потому без сомнений предлагает Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? ” И очень удивлен ответом Чацкого на его предложение. Он вовсе “не видит преступленья” в том, на что так яростно обрушивается Чацкий. Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: “Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья”... Если же кто-либо обладает обширными родственными связями, если среди его родственников много людей, признанных в обществе “людьми с весом”, то таких он просто боготворит. Например, Татьяна Юрьевна. Как он говорит о ней! Вот его слова: “Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные”. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок и мошну, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники. Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, за то, что они богаты, имеют теплое местечко, дают богатые балы. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе “Война и мир”: “Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии”. Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Как дядя Фамусова, который падал для увеселения “их величества”. “Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим-Петрович”.
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Почему же Чацкий не захотел стать таким же, как все? Таким же Молчалиным? Везде хорошо принятым, обласканным “высшим светом”? Ведь он имел гораздо больше шансов и возможностей успеть при дворе, чем Молчалин. Но Чацкий признавал “служенье делу, а не лицам”. Он умел глубоко чувствовать, любить, он мыслил, мечтал (не о приглашении на бал к Татьяне Юрьевне!). Молчалину ничего из этого дано не было. Чацкий понимал, что Молчалин - бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Он барышню любит по должности, горничную - от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Зная все это, Чацкий не мог стать Молчалиным. Он любил дело и любил веселье, но делал то и другое хорошо и никогда не смешивал эти вещи. Вот его ответ на предложение Молчалина о службе в Москве: “Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”.
И все-таки Молчалины могут быть счастливы. Запросы их настолько малы, что они вполне удовлетворяются материальной стороной жизни. Им, может быть, не доступны высокие идеалы и радости Чацкого, но они их и не требуют. Это бедные люди, обокравшие сами себя, но они этого не сознают, они об этом просто не думают и поэтому счастливы. Они несчастны с точки зрения Чацкого, который не смог бы жить, как они, но они счастливы, потому что нельзя быть несчастным оттого, что нечто тебе недоступно, если ты об этом “нечто” даже не подозреваешь. И хотя счастье их мелочно, они счастливы, потому что им не надо большего.
Но люди, которые мыслят и чувствуют, не должны да и не могут быть счастливы таким счастьем. Эти люди стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют мечту. Счастье их - в деле, в идее, в мечте. И именно они наполняют жизнь всех людей высоким смыслом и светом.

повесть А.С Пушкина "Барышня-крестьянка" помогите пожалуйста с вопросами: 2. как вы думаете.зачем Пушкин в начале повести " барышня-крестьянка" так много

внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3.почему Лиза, слушая рассказ Насти,постоянно ее перебивает и почему Насте так хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передает состояние барышни и ее служанки во время разговора? 4. Как выдумаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным,печальным,задумчивым и очень удивилась,когда услышала,что тот весел и румян? 5.с каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? как это чувство передает автор?

план сложный к этому сочинению «Итак, она звалась Татьяна* В «Евгении Онегине» отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа,

чувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна - «милый идеал» Пушкина. Когда он говорит о ней, стих его наполняется восхищением и преклонением... Татьяна - простая девушка из небогатой дворянской семьи. Судьба ее родителей сложилась обычно для этого времени, судьба ее младшей сестры - тоже. Но сама она с самого детства резко отличается от окружающих. Ее самым близким другом является няня, рассказывающая ей страшные истории, которые «пленяли больше сердце» Татьяны, чем веселые игры детей. Няня - крепостная, которой Таня будет поверять свои тайны. Она сама чувствует свое отчуждение от привычного общества, не умея ласкаться ни к отцу, ни к матери. Печальная и молчаливая, она находит себя в романах, в которых все так отличалось от их серой жизни, они действительно «ей заменяли все». Мечтательная, она любила встречать восход, словно ожидая от еще закутанного ночною мглою солнца прихода новой жизни... Так в пустыне вырос дивный, чудесный цветок, хранящий в своих лепестках тихое, но сильное пламя любви... Татьяна была одинока, как и этот цветок, и казалось, что ничего замечательного в ее жизни не произойдет, но вот она встречает Онегина... Толки соседей сначала оскорбляют ее гордую душу, но одновременно вызывают и приятное чувство. Она, «не ведая обмана и веря избранной мечте», всем сердцем полюбила Онегина. Но ее богатое воображение и исстрадавшаяся душа представляют его идеальным человеком, а он им не был. Однако любовь ее так сильна, так глубока, так искренна, что, не в силах более сдержать ее внутри себя, она пишет Евгению письмо, открывает ему свой неповторимый, необозримый мир... Пушкин всем сердцем с ней, несмотря на то, что дворянское общество ей бы этого не простило; вместе с нами он поражается: «Кто ей внушал и эту нежность...» Благородство, ум, сердце - это наивеличайшие богатства, и даже Евгений с его охлажденной душой сумел увидеть их в ней. Тронутый письмом Татьяны, но хорошо зная себя, он говорит: «И того ль искали вы чистой, пламенной душой, когда с такою простотой, с таким умом ко мне писали?..» Но даже это объяснение не может потушить огня в душе Татьяны, покорная судьбе, она все же не все сочинения на a l l soch © 2005 станет лгать: «Погибну... Но гибель от него любезна...» Страшные события разлучают Татьяну с Онегиным. Случайно она попадает в его опустевший дом, и тут, читая его книги, она узнает истинное лицо своего любимого. Но любовь ее от этого не становится меньше, она просто прячет ее глубоко в сердце, ибо для нее любовь - это жизнь. Вскоре и ей приходится уехать из родных мест. «Русская душой», Татьяна тяжело переживает разлуку. Она словно соединилась с русской природой, в ней она находила отраду. Она была так же проста и неброска, но таила в себе неизъяснимую тайну и очарование... Татьяна, а вместе с ней и Пушкин, словно предчувствует, что ее ждет в столице. Чуткая ко всякой лжи, она чувствует фальшь этого общества и «мечтой стремится к жизни полевой», но... «судьба уж решена...» ...И вновь мы встречаемся с ней лишь через несколько лет, на блестящем петербургском балу. Кажется, что в ней не осталось «следов Татьяны прежней», но нет. Благородство души - это навсегда. И в высшем свете Татьяна возвышается над всеми, все внутренне сознают ее превосходство. Но она хорошо запомнила совет Онегина: «Учитесь властвовать собою». И поэтому истинная Татьяна открывается лишь при встрече с Онегиным, пылко влюбленным в нее. Она осталась той же прежней Таней, всей душой жаждущей отдать «всю эту ветошь маскарада за полку книг, за дикий сад...». Она ошибается, считая страсть Онегина мелкой и недостойной его сердца и ума, но она поступает согласно своему сердцу. И, настоящая русская, с детства близкая к народу, она самоотверженно ставит долг выше чувств. «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, и буду век ему верна». Пушкин, горячо любя свою героиню, свой идеал, силой своего стиха и нас заставляет любить и восхищаться ею. Татьяна, плод его воображения и мечта, достойна любви и восхищения. Похожие сочинения на сайтах партнеров: ALLSoch.ru: Пушкин А.С. Евгений Онегин «Итак, она звалась Татьяна*

Урок 34

Цель: определить роль автора в романе, роль лирических отступлений, отношение автора к героям

Задачи с позиции УУД :

1. Предметные.Знать: сюжет и содержание романа; тео ретико-литературные понятия автор,ли рический герой, лирические отступления. Понимать: значение лирических отступ лений в раскрытии идеи романа; роль образов природы, изобразительно-выра зительных средств в лирических отступле ниях; отношение автора к героям; смысл эпиграфов к роману и к отдельным главам. Уметь: прослеживать развитие образа автора в романе; выразительно читать лири ческие отступления наизусть

2.Метапредметные: Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

3. Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Ход урока.

    Проверка д/з.

    Письмо Татьяны к Онегину

    Актуализация опорных знаний учащихся

1)Тест по роману «Евгений Онегин» .

1. «Евгений Онегин» - произведение

а) реалистическое,

б) романтическое,

в) соединяет в себе черты обоих методов.

2. Евгений Онегин - это герой

а) положительный,

б) отрицательный,

в) нельзя сказать однозначно.

3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?

а) «даль свободного романа»,

б) «собранье пестрых глав»,

в) и так, и так.

4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?

а) Александра I ,

б) Наполеона,

в) Байрона.

5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?

а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,

б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,

6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?

а) чтобы наказать его за жестокую холодность,

б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,

в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека

7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?

а) да, потому что он серьезно страдает,

б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,

в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.

8. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?

а) проблема социальной свободы,

б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.

9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?

а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,

б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,

в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.

10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?

б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,

в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин - философскую.

11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,

б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,

в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.

Ответы: 1 а. 2 в.3 в. 4 в.5 а, б. 6 б, в. 7 а, в. 8 б. 9 б, в. 10 б, в. 11 в, б.

2 Беседа по вопросам:

1. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? (Рассказывается о лицее, ссылке, вспоминается Кавказ, Крым, Молдавия, но главное - раскрывается внутренний мир, движение творческой мысли,развитие души автора.

Пять строф понадобилось Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость - она ушла, были друзья - их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и светлой, поможет жить.)

2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества? (Нет, «свет решил, // Что он умен и очень мил».)

3. С новым появлением Онегина появляется целая серия вопросов. Где он был три года? (Отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г. Маршрут: Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Кавказ - Крым - Одесса... Онегин знакомится с родиной.)

4. Начинаются пересуды о нем («корчит чудака»). Почему свет настороженно его принимает? (В высшем свете привычны не люди, а «приличьем стянутые маски». Те, кто не похож на них - странны, непонятны.)

5. Какой совет дают представители света Онегину? (Советуют Онегину быть «добрым малым», как все.)

6. Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (В нем появилась глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу.)

7. И вот происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнает и не узнает ее. Как описывает Пушкин, какой не была Татьяна, без чего обходилась? Чем она выделяется из светского общества? (Простотой и естественностью.)

8. Почему восьмая глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обоснования событий, поступков, фактов.)

9. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью? (изменились герои, обновленный Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

10. Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «властвовать собою», как ей советовал Евгений когда-то.)

11. Что чувствует Онегин, увидя Татьяну?

12. Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

    Работа по теме урока.

1. Слово учителя .

Попробуйте представить его внешность. Кроме белого пятна перед вами ничего не возникнет. Мы немало знаем об Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» -- это человек без лица, без внешности, без имени.

Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских.

Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? (Любовь и дружба для Пушкина – две вещи, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность).

Только ли из характеристик Автора мы можем охарактеризовать героев?

2.Работа с опорной схемой.

Главное действующее лицо – повествователь =

Спутник Онегина

Антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»

Лирические отступления – составная часть сюжета.

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героя, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

v . Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В русской литературе своеобразие жанра нередко определяло своеобразие смысла. "Евгений Онегин" похож на прозаический роман: в нем есть сюжет, есть герой, героиня и любовная коллизия. В то же время это в стихах, "свободный роман". Эпическое начало в "Евгении Онегине" представлено героями и их взаимоотношениями, а лирическое - образом автора.

Это позволяет Пушкину связать далекие друг от друга явления жизни, события, понятия и изобразить жизнь шире, чем в романе прозаическом. Какое же место занимает образ автора среди других образов романа? Прежде всего приглядимся к главным героям "Евгения Онегина": какие представления о жизни, о мире они несут в себе, и чем отличается их мироощущение от мировоззрения автора.Главное действующее лицо романа - . Именно его характеристике посвящена вся первая глава.

Автор рассказывает о детстве "молодого повесы", о его юности. Онегин явлен нам как "типичный представитель" большого света, отличающийся от своих сверстников лишь тем, что "рано чувства в нем остыли".

Уже в первой и второй главах ярко и разносторонне показано отношение повествователя к Онегину. С одной стороны, автору "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет Онегина и автора: во-первых, у героя нет той тонкой восприимчивости к поэтическим сторонам жизни, которая свойственна повествователю. Различны их взгляды на многие сферы тогдашней русской жизни: театр, балы, деревню. Вот отношение Онегина к деревенской природе: Два дня ему казались новыУединенные поля…

На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле… А вот что говорит о деревне автор: Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины;В глуши звучнее голос мирный,Живее творческие сны. Различно и отношение Пушкина и Онегина к любви, дружбе. Постепенно расхождение между героем и автором будет только углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны, второй главной героини романа.

Сюжет романа будет развиваться так, что Онегин убьет друга на поединке и до двадцати шести лет доживет "без цели, без трудов". Герой, пытаясь избавиться от страдания, вызванного гибелью Ленского, отправится странствовать по России и наконец вернется в Петербург еще более опустошенными одиноким. Таким и предстанет он перед нами в восьмой главе.Любимая героиня автора - Татьяна.

Она не такая, как ее провинциальное окружение, это очевидно, и этим героиня близка автору. В ней много общего с повествователем: отношение к любви, к дружбе, к жизни. Пушкин наделил ее стремлением к устойчивости.

Она избирает опорой в жизни единственную ценность - , а если построить жизнь на сентименталистском представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.В романе есть еще один герой - Ленский. Он по своему мироощущению близок Татьяне. У обоих романтический склад души, они оба верят в любовь и дружбу.

Если же сравнивать Онегина и Ленского, то становится очевидным, что они противостоят друг другу по восприятию жизни, по отношению к ней: один - романтик, идеализирующий жизнь, другой - холодный скептик, в ценности жизни сомневающийся. Молодой поэт автору симпатичен, но его искренность, неподдельность чувств и наивность все же вызывают улыбку. Даже называя его поэтом, автор не имеет в виду человека, пишущего стихи, он вкладывает в это слово другое значение: человек с поэтическим складом души, склонный к романтическим мечтаниям. В Ленском "персонифицировано особое душевное состояние", свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора.

Автор "уводит" молодого поэта из жизни потому, что тот интересен и дорог ему прежде всего своим душевным состоянием, юношеской возвышенностью. Но такое состояние не вечно. В системе образов романа есть только один "гармоничный" человек - автор.

Он способен преодолеть и романтическую замкнутость, которой окружил себя Ленский, и сентименталистские представления о мире, которыми живет Татьяна, и сомнения, которые ведут по жизни Онегина. В. Г. Белинский назвал роман "одним из самых трагических произведений русской литературы". Почему же мы не воспринимаем его таким? Думается, благодаря образу автора, который, следуя за героями, оказывается способен разрешить все противоречия, найти выход из любой ситуации.

Почему же? Потому что он поэт. Автор не убегает от действительности, а находит красоту и радость в самой жизни. Жизнь течет, продолжается, и она прекрасна - вот к чему приводит нас Пушкин.

iV . Итог. Рефлексия Вывод:

Что вы узнали нового о характере героев романа?

Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях?

- Какова их композиционная роль?

Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных,общечеловеческих проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве, таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».

    Принимает участие в судьбе героев.

    Делится с читателем своими мыслями и чувствами.

    Рассуждает о нравах и морали общества.

V . Д/з. Роль лирических отступлений в романе

Практическая работа по анализу лирических отступлений организуется в группах.

Общий вопрос:

Группа 1.О поэзии и замысле романа(гл. I, стр. LVII-LX).

Группа 2.О смерти и бессмертии(гл. II, стр. XXXVIII-XL).

Группа 3. О русском языке и женском образовании

(гл. III, стр. XXVII-XXX).

Группа 4.Об отношениях человека с друзьями, родней

и женщинами(гл. IV, стр. XVIII-XXII).

Группа 5.О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни(гл. VI, стр. XLIII-XLVI).

Группа 6.О Родине и Москве(гл. VII, стр. XXXIII-XXXVIII).

Группа 7.О музе и судьбе поэта(гл. VIII, стр. I-VI).

Группа 8.О смысле жизни(гл. VIII, стр. IХ-ХII).

Группа 9. О читателях и финале романа (гл. VIII,стр. XLIX-LI).

План анализа лирических отступлений

1. Культурноисторический комментарий.

2. Общая тема и центральная проблема.

3. Место в композиции главы и романа в целом.

6. Языковые и стилевые особенности.

Отчеты групп о результатах миниисследований.

Подробное решение Страница 153-178стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

1. Что в выборе формы и принципов изображения предопределило успех первой главы и романа в целом?

Жемчужина творческого наследия Пушкина его роман «Евгений Онегин». Это произведение одно из самых объёмных, как по содержанию, так и по смыслу. Оно обрело огромную популярность и оказало сильное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. Пушкин считал, что ему удалось создать свое «лучшее произведение»; критик В. Белинский, оценивая роман, писал: «...стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе». Успех произведения во многом зависел от верного выбора жанра, образов, эстетических принципов. Он создал в русской литературе новый жанр - роман в стихах, органично включающий в себе элементы эпоса и лирики: роман требовал широкого эпического взгляда на жизнь, динамики событий, «свободного» развития сюжета, связи с современностью; лирика давала возможность эмоционально-субъективно оценивать события, выразив их в поэтическом слове-образе. В качестве примера он взял эстетические принципы Шекспира. Он хотел охватить жизнь во всей полноте, во взаимодействии положительного и отрицательного. Для воссоздания многогранной панорамы русской действительности придумана «онегинская строфа», состоящая из 14 рифмованных строк, последнее двустишие часто афористично и выражает идею. В романе точно определены исторические реалии, даже время рассчитано по календарю. Здесь автор особенно тщательно держался принципа объективности: создавая образ героя времени, он не мыслит его вне национальных особенностей воспитания и образования. В портрете молодого человека начала XIX века запечатлены как индивидуальные черты, так и черты, наиболее типичные для представителя дворянского общества, уже в первых главах романа автор изображает героев на фоне реальной действительности. Все эти важные особенности романа сделали его успешным, любимым, читаемым, разобранным на цитаты.

2. Как изменилась историческая реальность и творчество самого Пушкина во время написания «Евгения Онегина»?

Пушкин создавал роман «Евгений Онегин» на протяжении более семи лет. За это время в России произошло много исторических событий: декабристское восстание 14 декабря 1825 года, жестокая расправа с его участниками - казнь пятерых организаторов и ссылка на каторгу сотен декабристов, подвиг их жен, последовавших за мужьями в Сибирь, крестьянские волнения. В искусстве на смену романтизму пришел реализм. Важным явлением 20-х годов XIX века была увлеченность романтизмом, и вот в романе Пушкина романтик Владимир Ленский «из Германии туманной» привез «учености плоды», т. е. увлечение романтизмом, в петербургских гостиных появляется «угрюмый, томный» Онегин, в поисках кумира примеряющий на себя маску байроновского персонажа Чайльд Гарольда. Барышня Татьяна Ларина также подражает героиням любимых романтических романов. Романтическая влюбленность, дружба, стремление к романтическим идеалам - все эти качества присущи каждому из молодых пушкинских героев. Но, по законам жизни и психологического развития личности, именно в юности начинается активное освоение молодым человеком современных ему реалий. Роман тесно сближается с реальностью, где показывается ее откровенно-правдивая сторона.

3. В учебнике раскрыты лишь некоторые причины гибели Ленского. Продолжите аналитическое рассуждение, найдите другие причины и докажите продуктивность реалистического метода в изображении судьбы героя-романтика.

Трагическую гибель Владимира Ленского молодого мечтателя, романтика, можно объяснить рядом причин и заблуждений. Не последнее место в этом списке занимает возраст и неопытность. Молодой человек впервые оказался в сложной ситуации, столкнулся с «обманом друга» и не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в причинах эгоистического «отмщения» Онегина. Юношеская горячность, максимализм, недоверие усугубили конфликтную ситуацию, хоть и переменились обстоятельства. Накануне дуэли он пытается осмыслить ситуацию, он так и ни к чему не приходит. Романтик по натуре он был слишком оторванным от реальности жизни. Ему очень недостает понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает жизнь и людей как человек, у которого чувство преобладает над разумом. Ленский живет сердцем, он верит в людей, в любовь, в дружбу: «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы», он верит, что у Ольги «что за душа!». Однако первая же встреча романтика с действительностью приводит его трагическому финалу. Глубокие пушкинские афоризмы обобщают в романе печальный опыт не только Ленского, но и многих других романтиков, оторванных от жизни: «Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой»; «Учитесь властвовать собой»; «К беде неопытность ведет»; «Мы все глядим в Наполеоны„,»; «Так люди... от делать нечего друзья» и др.

Знакомый с жесткой реальностью Пушкин передает в судьбе романтика Ленского особенность многих своих друзей-декабристов, у которых возвышенные идеалы сочетались со слабым знанием жизни, оторванностью от реальной действительности, так горько разочаровавшей их. Ведь в итоге это так же привело их к трагическому жизненному финалу.

4. «Узнал бы жизнь на самом деле…» Знание каких жизненных законов могло предупредить трагедию? Каких прописных житейских истин не успел постичь юный поэт?

Неоднозначно говорит автор о молодом Ленском: «Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин заметил это, говоря о судьбе, которая могла бы постичь Ленского, останься он в живых: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден», «...Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень», - спрашивает Пушкин и продолжает: «А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин выбирая для героя смерть, считал такой итог столкновения поэта-романтика с действительностью наиболее логичным. Предупредить трагедию Ленского могло время, для того, чтобы узнать о жизни больше. В нашей судьбе в ней есть темные и светлые стороны, друзья могут предавать, для многих дружба – это просто слово, а за прекрасной оболочкой милой девушки может скрываться легкомысленная особа. Возможно, он понял бы, что не стоит «простодушно обнажать свою доверчивую совесть» перед людьми, подобными Онегину, который «людей, конечно, знал и вообще их презирал». Безусловно, было бы хорошо, если бы жизнь не свела Ленского с Заредким, «старым дуэлянтом» и «картежником», человеком подлым и ничтожным, но от которого, к сожалению, зависит общественное мнение, не позволяющее мирно разрешить вопросы дуэли. Но если бы Ленский и Онегин просто поговорили, разъяснив все для себя - итог так же был бы другим.

В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил русский национальный характер. Она его любимая героиня и «милый идеал», который соответствовал его представлениям о прекрасном. Выбор имени героини говорит о тесной ее связи со всем народным. Татьяна - имя, характерное для девушек из простого народа. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят своими корнями в народную почву. Для Пушкина это очень дорого: он сам прекрасно осознавал, какую роль в его жизни сыграла няня Арина Родионовна. Удивительно ли, что свои сердечные тайны, свою первую влюбленность Татьяна открывает няне, по ее совету она гадает о своем суженом? Выросшая в деревне, мечтательная, романтичная, «русская душою» героиня любит природу, и Пушкин отводит описанию отношения Татьяны к природе достаточно строк. Для него, очевидно, важно, что «она любила на балконе предупреждать зари восход...», что Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров». Человек, который любит природу и не равнодушен к её прекрасным проявлениям и сам прекрасен душой, и видит прекрасное в других людях, утверждает поэт. Она не способна на обиду, оскорбление, обман. Неудивительно, что эту особенность Татьяны сразу же увидел Онегин («Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет».). И правда, в Татьяне - всё от жизни, что дорого и поэту, что доставляет ему радость души и восхищение, недаром образ девушки нарисован с такой любовью.

6. Как время повлияло на Татьяну? Какие задатки «юности мятежной» развились и составили сущность ее характера?

Онегин встретится с Татьяной в последней главе. По истечении времени, главный герой с трудом узнал в блистательной светской даме, которая ничем не уступала первой красавице Петербурга Нине Воронской, ту самую Татьяну, ту девочку, «которой он Пренебрегал в смиренной доле». Онегин потрясен ее спокойствием, ее равнодушием, тем, «что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон». Но это были внешние изменения, которые не затронули душу Татьяны. Девушка сохранила в себе индивидуальность, независимость, внутреннюю свободу. Она хоть и изменялась в соответствии с возрастом, новым социальным положением (она - жена достойного человека, боевого генерала, она - хозяйка дома, бывать в котором считают за честь самые знатные особы высшего света), но осталась верна себе, своим идеалам. Ее сутью стали святое чувство долга, честность, супружеская верность, ответственность за свои поступки и благополучие ее близких. Все это выразилось в ее ответе на внезапно вспыхнувшее чувство Онегина. Сколько в этом ответе достоинства, прямоты, высоких чувств! «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» - говорит Татьяна Онегину, ни в чем не покривив душою. Такие, как она, способны были идти, как декабристки, за своими супругами на каторгу, на первое место воздвигая свое достоинство и свой долг перед близкими людьми.

Много различных оценок и споров вызывал и вызывает у критиков образ Евгения Онегина. Пушкин создал образ, реалистически отображающий сложность человеческого бытия. Евгений интересен автору и как герой, в котором «отразился век, И современный человек Изображен довольно верно, как психологически противоречивый характер, неординарная натура. Автор, «добрый приятель» Онегина, изучил своего героя достаточно глубоко. Онегин неординарная личность, которую ценит и уважает автор, которую ждет большое будущее. Но в тоже время нельзя не заметить противоречивость Онегина. Его интеллектуальные интересы широки, хотя он и обучен «чему-нибудь и как-нибудь». Он жаждет посвятить себя серьезному делу - но «труд упорный ему был тошен». Ему хочется что-то изменить в своей жизни - но он выбирает для себя позу разочарованного в жизни романтика. Русский по происхождению - но рядится в плащ байроновского Чайльд Гарольда. Прекрасно понимающий душу и состояние романтика Ленского - но убивающий его на дуэли. Не оценивший чувств влюбленной в него Татьяны - но готовый пасть к ее ногам при встрече в Петербурге. Читателя романы увлекает возможность постичь эту его двойственность, узнать подлинную суть его натуры.

8. Почему Онегин так и не нашел места в обществе?

Образ Евгения Онегина становится как бы венцом героев своих «южных поэм» - кавказском пленнике и Алеко. Как и они, ему не нравится его жизнь, он устал от нее, чувства его остыли, эмоции ушли, желания исчезли. Онегин - социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он...очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Онегин стоит выше дворянской толпы: его неординарный ум, критическое отношение к жизни, презрение к людям - все это обрекло его на одиночество. Спасти себя любви он не позволил: Онегин испугался сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Тип «лишнего человека» зарождается в образе Онегина.

9. На основе текста, с учетом мнений критиков подготовьте собственное суждение о личности Евгения Онегина.

«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или она убила все силы души его, и безотрадная тоска обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» - так писал о герое в своей статье «Евгений Онегин» критик В.Г. Белинский. Анализируя этот образ, Белинский скажет о герое много добрых слов: «Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия... он был не из числа обыкновенных... людей», «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание...», «Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро... оставил его, как это делают слишком немногие...» Другой же известный критик H.A. Добролюбов, размышляя над романом более чем через 30 лет после его написания, дал в своей статье «Что такое обломщина?» резко отрицательную характеристику Онегина. Не отрицая в нем положительных качеств, Добролюбов пишет: «...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина (т. е. лень), которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Критик И. Киреевский заявлял: «Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное...» Писатель А. Герцен заметил об Онегине: «Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия... в этом обществе он осужден жить... нет ничего общего между ним и народом... он никогда не станет на сторону правительства и... никогда не умеет стать на сторону народа».

10. Кто из героев романа сделал верный выбор и каким образом время подтвердило это?

Верный выбор сделала Татьяна Ларина. Она отвергла запоздалую любовь Онегина, хотя и по-прежнему любила его. Именно ее решение кажется автору самым достойным. Он выделяет, как очень важную, общественную роль Татьяны- княгини. Логично полагать, что «законодательницей зал» Татьяна стала не только благодаря женскому обаянию, но и своему уму, образованности. Она имела широкий кругозор, благодаря этому качеству и уму она могла быть интересной собеседницей «с послом испанским», постоянно поддерживала в салоне «порядок стройный олигархических бесед», чтобы ни в чем и никогда не уронить достоинство своего заслуженного мужа, «изувеченного в сраженьях» генерала. В придворном обществе, где чувствует себя лишним Евгений Онегин, Татьяна играет значимую роль.

Влияние ее личности ощущает на себе не только ее муж, но и все окружающие: «Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей...» Здесь как бы выделяется главная мысль: в любом обществе ценятся искренность, добросердечие, порядочность, простота, уважение к людям, высокие моральные принципы. Общество не может существовать без таких людей. Однако и человек не может существовать вне общества. Таков вывод поэта.

Глава №1.

1. Как изображает А.С.Пушкин воспитание и образование Е.Онегина в 1-ой главе. Каким он представляется вам?

2. Расскажите о нравственных принципах Е.Онегина, его взаимоотношениях с людьми светского общества.

3. Опишите день Онегина. Как показывает А.С.Пушкин типичность времяпровождения? Как изображение быта героя помогает понять условия его воспитания и формирования характера?

4. Расскажите, как пытался Онегин выйти из порочного круга? Что дала ему попытка?

5. Прочитайте конец первой главы и ответьте на вопрос: что ожидало Онегина в деревне? Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?

7. Объясните обилие иностранных слов в 1-ой главе. Как вы понимаете слова поэта: «…мой бедный слог гораздо б меньше мог пестреть иноплемёнными словами…»?

8. Как рисует А.С.Пушкин разочарованность Е.Онегина?

9. В чём, по-вашему, различие между Онегиным и лирическим героем 1-ой главы? Найдите в тексте подтверждение вашей мысли.

10. Каково отношение Пушкина к своему герою. Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте.

Глава №2.

11. Прочитайте о том, как протекала жизнь дядюшки Онегина в деревне. Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

12. Как складывались отношения Онегина с соседями -помещиками. Сравните обвинения соседей в адрес Онегина с обвинениями в адрес Чацкого.

13. Проанализируйте строфы, посвященные Владимиру Ленскому. Выделите слова и выражения, характеризующие отношение автора к нему. Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского?

14. Найдите в тексте, как А.С.Пушкин описывает роман Владимира Ленского и Ольги Лариной. Как эти отношения характеризуют героев. Как относится автор к любви Ленского?

15. Как складывались отношения Онегина с Ленским? Верите ли вы в возможность дружбы «от делать нечего»? Что объединяло Онегина и Ленского? О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский?

16. Какой жизненный уклад царствовал в семействе Лариных? Расскажите о быте, времяпрепровождении и обычаях провинциального барства.

18. Покажите, в каких условиях воспитывалась Татьяна Ларина, какие факторы влияли на формирование её характера.

19. История жизни матери Татьяны Лариной. Кто из её дочерей пойдёт по её пути, по-вашему? Докажите свою точку зрения.

Глава №3.

20. Сравнить портрет Ольги, данный автором во второй главе, с портретом, данным ей Онегиным в третьей главе. Пощадил ли Онегин чувства своего друга?

21. Почему Татьяна решила, что Онегин — тот, кого она ждала? Что подготовило её отношение к нему. Как Пушкин объясняет это?

22. История жизни няни Татьяны Лариной. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы. Почему она не понимает страданий своей воспитанницы? Сопоставьте рассказ няни Т. Лариной о её замужестве с историей любви матери Татьяны, её сестры и сделайте вывод о традициях России.

23. Какие строфы и как объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу? Прочитайте вслух в классе письмо Татьяны. Как оно отражает ее чувство?

24. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание. Как в романе показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

25. Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Глава №4.

26. С чего начинается четвертая глава. Как вы думаете, почему? Чьи это мысли? Автора? Онегина? Прочитайте строфы VIII—XI, что они добавляют в характер Е.Онегина?

27. Прочитайте исповеди Онегина. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте. Что эти строфы подчеркивают в характере героя.

29. Чем занимается Онегин после объяснения с Татьяной? Перечитайте картины природы в 4-ой главе. Какую роль они играют в тексте?

Глава №5.

30. Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

31. Перечитайте сон Татьяны. Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно это сновидение? Как рисует Пушкин состояние Татьяны на именинах? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

32. Расскажите о том, как проходит праздник «Именины Татьяны» в доме Лариных (по 5-6 главе романа), как ведут себя гости. Перечитайте строфы ХХV-ХХIХ, воспроизведите «карикатуры всех гостей», как мысленно делал это Онегин. В этих строфах найдите слова и выражения, характеризующие отношение к гостям самого автора.

33. Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

34. Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

Глава №6.

35. Чем заканчивается пятая глава? Что предвещает? Какое продолжение в шестой главе находит мщение Онегина Ленскому? Почему Онегин принял вызов?

36. Прав ли юный поэт, обвиняя Ольгу? Почему он изменил своё отношение к ней? К какому выводу пришел?

37. Последняя ночь Ленского. Мелкий бунт Онегина против неотвратимой дуэли. Друзья или враги? Два варианта судьбы Владимира Ленского.

Глава №7.

38. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно - задумчивое настроение, чем оно вызвано?

39. Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?

40. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?

41. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.

Глава №8.

43. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?

44. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?

45. Перечитайте новую встречу героев. Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества? Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

46. Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер? Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.

47. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?

48. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании? Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?

49. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения