Про семейное счастье и отношения

Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. "Да это злая ирония!" — скажут они. — "Не знаю"».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широко известно и входит в список русской классической литературы. Его жанр определяется как психологический роман. Написание романа пришлось на период с 1838 по 1840 год. Когда он был опубликован, мнения читателей разделились. Одни увидели в сюжете горькую правду, другие не хотели верить в действительность характеров, подобных Печорину.

Композиционная структура

Композицией романа предусмотрено расположение глав вопреки хронологическому порядку. Сначала читатель смотрит на события глазами постороннего человека, а затем ему предоставляется возможность сделать собственные выводы о личности главного героя, читая записи из его дневника.

В произведении главы расположены таким образом:

  1. Бэла.
  2. Максим Максимыч.
  3. Тамань.
  4. Княжна Мери.
  5. Фаталист.

В хронологическом же порядке события происходили следующим образом .

  1. Происшествие на Тамани.
  2. Встреча с княжной Мери.
  3. Столкновение с фаталистом.
  4. Похищение Бэлы.
  5. Знакомство рассказчика с Максим Максимычем.

Название произведения отражает отношение автора к его главному персонажу. Сюжет, вкратце приведённый далее, поможет понять, кого же Лермонтов считал «героями нашего времени».

Предисловие

В небольшом предисловии к роману Михаил Юрьевич обращается непосредственно к своим читателям. Первые реакции на книгу зачастую были негативными в связи с возмутительными действиями его героя. Лермонтов объясняет, что характер Печорина был создан для того, чтобы показать лицо и истинную жизнь его современников, обуреваемых пороками. Но при этом он просит не переносить отношение к Григорию на создавшего его образ автора.

Рассказ берёт своё начало на Кавказской территории XIX века, где время от времени вспыхивают противостояния с горцами.

Повесть Бэла

Некий офицер, который играет роль рассказчика в тексте, движется на Кавказ и по пути встречает штабс-капитана по имени Максим Максимыч. Мужчины производят друг на друга положительное впечатление и вскоре становятся приятелями. Однажды у них завязывается беседа о событиях прошлых лет, в которой штабс-капитан рассказывает о бывшем подчинённом Печорине.

Этот молодой офицер привлекал внимание красотой и умом, но имел непостоянный характер. Он мог тяготиться пустяками и высказывать капризы, но в то же время обладал завидным мужеством и бесстрашием. Служили они в то время в военной крепости, где было достаточно тоскливо.

По доброте Максим Максимыч решил пригласить с собой Печорина на свадьбу к дочери князя . На торжестве Григорий познакомился с младшей сестрой невесты и решил, что должен добиться её расположения.

В этом ему невольно помог штабс-капитан, ставший свидетелем разговора между братом Бэлы Азаматом и разбойником Казбичем, в котором родственник девушки просил продать ему коня Карагёза за любую цену. Он даже был готов украсть свою сестру, но черкес не соглашался на это.

Печорин, узнавший о разговоре, решил использовать его в своих планах. Он попросил Азамата украсть Бэлу для него, за что Григорий пообещал достать юноше желанного коня. Сделка состоялась, и Печорин получил не только пленницу, но и врага в лице Казбича.

Девушка поселилась в доме Григория , который был настолько ласковым и заботливым, что сумел покорить её сердце. Но как только Бэла проявила ответное чувство, сердце Печорина охладело, и она стала страдать. Максим Максимыч пытался отвлечь её и помочь развеяться, но всё становилось только хуже. Девушка увидела Казбича недалеко от военной крепости. Разбойник уже убил её отца и брата, и она испугалась за свою жизнь.

К сожалению, у неё были все основания для опасений. Казбич похитил её, а когда офицеры бросились в погоню, разбойник ранил девушку и скрылся. Спустя два дня Бэла умерла, сожалея только о том, что больше никогда не увидит возлюбленного.

Штабс-капитан признался, что такая судьба ожидала молодую красавицу в любом случае. Бэла сама не смогла бы пережить безразличия Григория, и рана, нанесённая Казбичем, лишь приблизила неизбежное. Спустя время Печорин покинул крепость, больше Максим Максимыч его не видел.

Повесть Максим Максимыч

Пути рассказчика и штабс-капитана разошлись , чтобы вскоре снова встретиться во Владикавказе. И тут же случается остановиться Печорину, направлявшемуся в Персию.

Молодой человек оказался действительно красивым и уверенным в себе человеком, хорошо держал себя в обществе и одевался со вкусом. Но его холодный и проницательный взгляд, а также нежелание идти на контакт с Максим Максимычем удивили рассказчика. Сколько бы ни пытался штабс-капитан вытянуть Печорина на разговор, ничего не получалось. Он был крайне огорчён поведением бывшего подчинённого, к которому хорошо относился, несмотря ни на что.

Не желая хранить никаких воспоминаний о нём, он отдал дневники Григория рассказчику, который открыл и сокращённо опубликовал их после неожиданной кончины двадцативосьмилетнего Печорина, так и не добравшегося до Персии из-за болезни.

Глава Тамань

На страницах своего дневника Печорин описал приключение, случившееся с ним на Тамани . Там он встретил слепого мальчика и понял, что тот хранит какую-то тайну. Решив узнать её, герой начал слежку, во время которой стал свидетелем встречи мальчика с красивой девушкой и человеком Янко. Последний передал странной паре какие-то мешки.

Печорин пытался узнать у ребёнка, что было в этих мешках, но тот не желал ни говорить, ни слушать. Тогда он встретился с девушкой, которой дал имя Ундина. Девушка стала звать его на свидание. Однако во время вечерней встречи на пристани она попыталась утопить Печорина, догадывавшегося о контрабандисткой деятельности троицы. Мужчина победил в этой схватке, и Ундина оказалась в воде, где её подобрал на своей лодке Янко. Пока происходили все эти события, мальчик украл вещи Григория, и на следующее утро герой решил покинуть Тамань.

Княжна Мери

Краткое содержание этой главы начинается с посещения героем Кисловодска , где он познакомился с юнкером Грушницким. Юноша был влюблён в княжну Мери Лиговскую, и Печорина забавляло его чувство. Григорий цинично расписывал достоинства и недостатки девушки, будто речь шла о скаковой лошади. Колкости в адрес Мери, раздражение княжны и влюблённость юнкера должны были вылиться в какую-то драму, как предугадал доктор Вернер. Так оно вскоре и случилось.

К Мери приехала родственница Вера. Оказалось, что женщину когда-то связывали с Григорием романтические чувства, которые не имели никаких шансов теперь, когда она была уже замужем. Холодный и циничный Печорин вдруг вспомнил свои страстные чувства к Вере. Чтобы утихомирить отозвавшиеся в нём страдания и боль, он загнал свою лошадь, скача на ней по окрестностям.

После всех выходок Печорина Грушницкий сделал вывод, что ему никогда не придётся частить к Лиговским и никогда не стать у них желанным гостем. Тогда Григорий решил доказать обратное.

Попав на бал, устраиваемый княгиней, он вдруг сделался необычайно учтивым и вежливым . К тому же ему представилась возможность защитить девушку от пьяного офицера. Семейство оценило это впоследствии молодой человек стал всё чаще бывать в доме и рассмотрел женскую притягательность Мери. От скуки, желания подразнить Грушницкого и показать бывшей возлюбленной Вере свою привлекательность, он использовал всё обаяние, чтобы очаровать княжну.

Влюблённость Мери стала беспокоить Веру, и она просила Печорина оставить ухаживания за девушкой и не помышлять о женитьбе на ней. Хотя женщина была очень больна и опасалась запятнать репутацию, она обещала Григорию ночное свидание.

Тот вскоре устал от внимания женщин и ревности Грушницкого. Желая избавиться от них, он стал вести себя вызывающе, но Мери от этого только страдала и всё больше влюблялась.

В городе шли слухи, что близится свадьба княжны с Печориным . На самом деле молодой человек ждал признания в любви от княжны. Но когда оно, наконец, было произнесено, он отверг его, говоря, что её чувство безответно.

Мери страдала, понимая, что Григорий лишь смеялся над ней. Лермонтовский герой тоже понимал всю низость своего поступка, но считал себя слишком вольным и свободолюбивым человеком, неспособным составить чьё-то счастье. Кроме того, ему было предсказано умереть от руки жены.

Грушницкий, подозревавший Печорина в свиданиях с Мери, сходил с ума от ревности и вызвал соперника на дуэль. В ночь перед схваткой герой рассуждал о том, что если он будет убит, после его жизни ничего не останется. Однако в дуэли погиб Грушницкий. Чтобы снять обвинения с Григория, были даны показания, что смерть юнкера - дело рук черкесов, но Вера догадалась о том, как всё было на самом деле. Обуреваемая чувствами, она призналась мужу в симпатии к главному герою, и он поспешил увезти её. Печорин, попытавшийся догнать единственную любимую женщину в своей жизни, потерпел неудачу.

Тем временем слухи о дуэли распространялись, и Григорий должен был немедленно уехать. Посетив дом княжны, он получил предложение её руки и сердца от матери, но ответил отказом.

Глава Фаталист

Один серб, которого звали Вулич, объявил себя фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. Доказать свою точку зрения он был готов самым рискованным образом. Поскольку он считал, что в этот день ему не было суждено умереть, он взял заряженный пистолет и приложил его к своему виску. Только смерть от выстрела доказала бы его неправоту. Никто не соглашался спорить с ним на таких условиях. Никто, кроме Печорина.

Твёрдо сказав, что Вулич умрёт сегодняшней ночью, он предложил сербу выстрелить. Тот нажал на курок, но пистолет дал осечку, хотя следующий выстрел в сторону исправно прогремел.

Казалось бы, серб выиграл спор, но Григорий настаивал на том, что смерть настигнет несчастного очень скоро. Так и произошло. Утром Вулич был найден мёртвым. Убийцу быстро нашли, но казак, совершивший преступление случайно, будучи пьяным, не желал признавать свою вину. Он заперся у себя и грозил зарубить любого, кто попытается войти. Печорин решился наказать казака и попал в его жилище через окно. Подоспевшие офицеры сумели справиться с буяном.

Образ главного героя

Лермонтов написал очень сильный образ , пугающий, но в то же время вызывающий восхищение. Внешне Григорий Печорин представляется как статный и красивый молодой человек в чине офицера. Он умён и проницателен, понимание человеческой психологии позволяет ему легко находить общий язык с людьми даже после того, как он показывал им себя не в лучшем свете.

С такими качествами Печорин мог добиться многого, но в своей жизни он так и не обрёл смысл. Особенно остро он понял это накануне дуэли с Грушницким, после его смерти остались бы только воспоминания, да и те вряд ли принесли кому-нибудь радость.

За всё время Печорин не смог принести счастья любивших его женщин, встречи с бывшими сослуживцами проходили холодно и отстранённо с его стороны. Судьба циничного зачастую жестокого героя в некоторые моменты даже вызывает сопереживание. Рассказчика подкупила искренность изложения самим Григорием событий своей жизни. На страницах дневника он не занимается самооправданием, порой признаётся, что и сам понимает низость своих поступков, но уже не может поступать иначе.

Краткий пересказ «Героя нашего времени» отражает все сюжетные ходы, но, к сожалению, не может подарить того захватывающего волнения, которое охватывает читателя при знакомстве с первоисточником. По возможности стоит ознакомиться с полным содержанием истории, чтобы иметь возможность сделать свои заключения на поднимаемые писателем темы судьбы, любви и предназначения человека.

Я – как человек, зевающий на бале,
который не едет спать только потому,
что еще нет его кареты. Но карета готова…
М. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Его путь почти копирует судьбу Онегина с некоторыми поправками на время.
Лермонтов не просто показывает героя, но хочет объяснить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Григорий Александрович. Для этого автор нарушает хронологию повествования. Главы в романе расположены не по порядку происходящих событий, а по внутренней логике, которой придерживается автор. Они должны следовать в таком порядке: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу”. Лермонтов же ставит первой главой “Бэлу”, в которой дает описание героя глазами штабс-капитана Максима Максимыча, который мало что понимает в сложной личности Печорина, а лишь отражает поступки и действия героя. Вслед за рассказчиком мы тоже довольно смутно представляем себе истинные причины поведения Григория Александровича. Мы невольно зачисляем его в разряд злодеев, способных рассмеяться после смерти любимой женщины. Максим Максимыч после гибели Бэлы решил: “Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он (Печорин) поднял голову и засмеялся! У меня мороз побежал по коже от этого смеха…”
В следующей главе, “Максим Максимыч”, мы узнаем, что Печорин не хочет видеть своего давнего приятеля, и совершенно не понимаем мотивов этого поступка героя. Картину дорисовывает портрет. Он среднего роста, широкоплеч, тонок в талии, при ходьбе он не размахивал руками – верный “признак скрытности характера”. У Печорина почти детская улыбка. При светлых волосах – усы и брови темные – “признак породы в человеке”. Карие глаза его не смеялись, когда он смеялся. И автор дает комментарии, что “это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. Лермонтов, создавая психологический портрет героя, приоткрывает завесу таинственности над ним. Потом в журнале, собственно в дневнике, Печорин объяснит многие свои поступки и раскроет читателям душу, страдающую от этих поступков не меньше, чем его жертвы. Герой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему бы ни прикоснулся он? “Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я смотрю на страдания и радости только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы… первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает”. Счастье для Печорина – это насыщенная гордость. Так по его вине разрушен быт “мирных контрабандистов”, убит Грушницкий, разбиты сердца Веры и княжны Мери, погибла Бэла… сколько еще жертв можно отнести на его счет? Печорин признается, что в нем сосуществуют два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но так ли уж плох наш герой? Грушницкий со своими приятелями гораздо хуже него, они готовили убийство на дуэли. Печорин об этом знал, но до последней минуты верил в благородство Грушницкого, а когда тот сподличал, Григорий Александрович убил его. Да, в гибели Бэлы он виновен, но и глубоко страдает, не хочет видеть Максима Максимыча, чтобы не бередить рану, она слишком глубока. Свои чувства герой прячет под маской равнодушия, от того он порой неприятен читателям. Излишнюю эмоциональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает выглядеть эгоистом и негодяем, нежели лиричным и мечтательным глупцом, каким держится Грушницкий.
Отношения с княжной Мери можно скорее отнести к заслугам Печорина, нежели к его “злодействам”. Эта любовь разбудила душу светской барышни; страдая, она плачет и смеется, ей становятся близки простые человеческие эмоции и переживания. Ее душа открылась миру, и это ли не главное!
Таким образом, благодаря сложной композиции Лермонтов смог донести до читателя основную идею романа, показал типичного представителя нового поколения, достиг поставленной задачи, а именно для этого писался роман.

Сочинение по литературе на тему: Композиция романа “Герой нашего времени”

Другие сочинения:

  1. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман. Поэтому в нем не столько важно развитие сюжета, сколько развитие характера главного героя. Хочется отметить, что сюжетно-композиционное построение “Героя нашего времени” самобытно и гармонично. Вместе с тем, оно Read More ......
  2. “Герой нашего времени”, несомненно, стоит особняком в длинном ряду традиционных романов. При первом же взгляде на него читатель начинает сомневаться: действительно ли произведение относится к этому жанру? Эти сомнения нельзя разрешить однозначно. Лермонтов создавал свой роман по прочтении многих европейских Read More ......
  3. Тема романа Лермонтова “Герой нашего времени” (1840) – изображение общественной ситуации 30 – 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть “межвременьем”, потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об Read More ......
  4. Лермонтов-художник сформировался после поражения дворянской революции, в период, который был воспринят многими его современниками как крушение истории. Крах идей декабризма вызвал глубокую переоценку ценностей. В литературе появляется новый герой, герой эпохи “безвременья”, жесточайшей реакции, безграничного произвола самодержавно-полицейского строя в России. Read More ......
  5. Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, – нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и… часто встречал”. Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим “силам необъятным”. Роман Read More ......
  6. В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”, опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей, поэтому читатели закономерно ожидали не целостный роман, а сборник повестей, Read More ......
  7. Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова “Герой нашего времени” обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника – “героя своего времени”, который, по замыслу автора, является умным, талантливым, духовно одаренным человеком, способным и мыслить, и Read More ......
  8. Грушницкий Характеристика литературного героя Персонаж из повести “Княжна Мери”. Г. – посредственность, но он чрезвычайно любит пафос. “…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в Read More ......
Композиция романа “Герой нашего времени”

Роман «Герой нашего времени», написанный М. Ю. Лермонтовым, считается первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Читатели того времени считали, что в образе Печорина воплощены черты характера самого Лермонтова. Но автор стремился создать портрет современника, как он сам признается, «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

И наконец, третья глава журнала «Фаталист» События этого повествования развивались тоже до встречи с Бэлой, но когда Печорин служил с Максимом Максимычем. В заключение романа читатель еще раз встречается с этим замечательным и простодушным штабс-капитаном. В этой повести Печорин не является главным героем. Он оказывается на втором плане, хотя участвует в споре с Вуличем, одним из офицеров, становится свидетелем его гибели и потом обезоруживает казака. На первом плане в этой повести – серб Вулич и пьяный казак. Кульминацией этой главы романа является выстрел Вулича и осечка. Но развитие действия продолжается до ареста казака, зарубившего серба. Развязка – возвращение Печорина в крепость и разговор с Максимом Максимычем о предопределении.

Заключение

Таким образом, композиция романа «Герой нашего времени» имеет несколько характерных особенностей:

  • нарушение хронологии;
  • вложение одного повествования в другое;
  • несколько рассказчиков: автор, Максим Максимыч и сам Печорин.

Композиция романа подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. После прочтения романа нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, который считал, что «это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» композиция романа играет большую роль в раскрытии характера и личности главного героя. Та последовательность, в которой автор знакомит нас с Печориным, влияет на образ персонажа и на то, какие чувства и эмоции возникнут у читателей по поводу него.

В «Герое нашего времени» композиция организует сюжет, не фабулу. Это значит, что хронология событий, произошедших с героем, нарушена и главы расположены не так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»». Совершенно по-иному устроено повествование, что, тем не менее, не нарушает композиционную стройность и не приводит читателя в замешательство. Этот приём был применён Лермонтовым с целью снять напряжение, отвлечь наше внимание от самих событий и сосредоточить его на внутреннем мире героя. Автор пишет в «Предисловии к «Журналу Печорина»»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она…следствие наблюдения ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Таким образом, он явно дает понять, что данная книга - история души, а не собственно человека или народа. Так, например, повествуя о таком судьбоносном и напряженном событии, как дуэль Печорина с Грушницким, читатель переживает не о судьбе Печорина, а сосредоточен на размышлениях и чувствах героя, так как заранее узнаёт о его смерти по дороге в Персию («Предисловие к «Журналу Печорина»»).

Также для романа характерна «вершинность» композиции. Лермонтов показывает Печорина только в те моменты, когда он оказывается в сложной, напряжённой ситуации, или с ним происходит что-то необыкновенное. Таким образом, автор показывает насыщенность жизни персонажа и то, как он думает в критических ситуациях, почему поступает всегда по-разному, и что движет им в такие моменты.

Наиболее важной особенностью построения произведения является то, что повествование ведется от разных лиц. В «Бэле» мы узнаем о Печорине из уст Максима Максимыча, затем в главе «Максим Максимыч» о герое нам повествует сам автор, а уже в «Журнале Печорина» у нас появляется возможность узнать о характере героя из его дневника. Лермонтов позволяет читателю взглянуть на персонажа с разных точек зрения, узнать, что о нем думают другие, и что Печорин думает сам о себе.

Таким образом, композиция произведения «Герой нашего времени» довольно необычна, но, учитывая цель повествования, наиболее удачна. Благодаря особенностям организации повествования в романе, мы лучше узнаем характер главного героя, глубже проникаем в его внутренний мир, и в нашей голове складывается наиболее полный образ персонажа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения