Про семейное счастье и отношения

Любой, кому хоть раз доводилось держать в руках холодное оружие, не скоро забудет это. Прошли века, и необходимость защищать себя при помощи его отпала, однако искусство владения клинком живо и продолжает развиваться. Да, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об одном из интереснейших видов спорта - фехтовании.

Фехтование зародилось в глубокой древности. Еще египетские фараоны устраивали специальные турниры фехтовальщиков. Таким, как мы его знаем, фехтование сформировалось в начале XV века в Испании. Спортивное направление этого военного искусства начало свое самостоятельное развитие в XVII веке. Мировые первенства стали проводиться в начале XX века.

Фехтование - один из тех видов спорта, которым выпала честь быть с самого начала включенными в программу летних Олимпийских Игр. Интересно, что вообще самую первую олимпийскую клятву (на Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.) произнес бельгийский фехтовальщик, впоследствии четырехкратный олимпийский чемпион, Виктор Боэн.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия - на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира - колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда - круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага - тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) - легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой - зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать".

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование - такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования - отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

Сценическое фехтование

Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.

Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Историческое фехтование

Историческое фехтование зародилось не как вид спорта или учебная дисциплина для студентов-актеров, а как разновидность исторической реконструкции. Читатели, наверно, вспомнят, как в 1980-е годы многие увлекались военной историей. В те годы в стране существовала масса любительских клубов, специализировавшихся на военно-исторической реконструкции. В настоящее время историческому фехтованию много внимания уделяют и толкинисты.

Иногда сценическое и историческое фехтование путают, однако это разные виды спорта. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже: и там, и там зрителя видят костюмированный поединок. Давайте вспомним значение термина "фехтование". Фехтование - это поединок на легком длинноклинковом оружии. В историческом фехтовании мы имеем дело с тяжелым средневековым оружием, позволяющим наносить сильные рубящие удары и не дающим возможности производить изящные манипуляции клинком, финты (вращение клинка вокруг своей оси) и обманки - ложные действия. Колющие удары в историческом фехтовании запрещены.

Экипировка бойцов нелегкая - ее вес может достигать 25 кг. Двуручный меч, к примеру, весит около 5 кг. Если соперники вооружены только мечами, вес бойцов не учитывается, но когда добавляется щит, соревнования проводятся в трех весовых категориях: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. Как и в сценическом, в историческом фехтовании оружие и костюм также должны соответствовать выбранной исторической эпохе. Наличие исторического костюма является обязательным условием допуска к соревнованиям. Допустимо использовать современные защитные средства - нагрудник, наколенники - но они должны быть скрыты под одеждой.

Одним из отличий от сценического фехтования является соревновательный характер поединка в историческом фехтовании, то есть противники сражаются "экспромтом" и являются соперниками друг для друга.

Существенным, на мой взгляд, недостатком сценического и исторического фехтования является дороговизна экипировки. Но не будем о грустном, лучше поговорим о том, что поможет вам на занятиях фехтованием, буде вы решились наконец-таки заняться этим видом спорта.

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку - жилет и маску - должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас - это навсегда. Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила. Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

История фехтования

Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование - в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Виды фехтования

  • Боевое фехтование - искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.
  • Спортивное фехтование - вид спорта .
    • Артистическое фехтование - вид спортивного фехтования, цель которого - показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.
  • Историческое фехтование - использующее старинную технику и тактику боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов.
  • Паралимпийское фехтование - фехтование на колясках.
  • Сценическое фехтование - фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.

Современное спортивное фехтование

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала , которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.

  • фехтование на рапирах ,
  • фехтование на шпагах ,
  • фехтование на саблях ,
  • артистическое фехтование (арт-фехтование),
  • фехтование на тростях ,
  • фехтование на карабинах ,
  • фехтование на тяжёлом клинковом оружии (историческое).

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою ) Сигнал о подготовке к соревнованию.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы? ) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте! ) Сигнал о начале боя.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой! ) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа.
  • А гош (фр. A gauche , Налево ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas conter! , Не считать ). Укол не присуждается никому.

Фехтование входит в программу Олимпийских игр . Проводятся также чемпионаты мира по фехтованию , с 1981 года - чемпионаты Европы , а также национальные чемпионаты.

Фехтование на рапирах

Рапира первой половины 17 века.

Рапира спортивная - колющее оружие с клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой га́рдой диаметром 12 см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

Шпага спортивная - колющее оружие, длиной 110 см и массой до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него, по крайней мере, в 750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.

В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Фехтование на саблях

  1. Упрощенные соревнования без защитного снаряжения. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов , так и на небольших шестах и палках .
  2. Усложненный спортивный вариант - правила, существовавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ . Снаряжение: штык заменен мягким теннисным мячом на стволе карабина , маски с забралом , нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Фехтование на тростях

В г. мэтр Кудре определил фехтование как искусство пользоваться оружием кисти для атаки и защиты. Трость - это тоже оружие кисти. Практика работы с ней подобна основным правилам фехтования.

В спортивном варианте фехтования на тростях два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки , щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и массой 125-140 граммов, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков длится 2 мин. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов тростью в любую часть тела. Трость держится прямым хватом, вторая рука заложена за спину.

Историческое фехтование

В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности, на мечах). С каждым годом этот вид фехтования становится всё более известным благодаря энтузиастам, увлекающимся исторической реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования применяются одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т. п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному виду фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений, не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является более травмоопасным по сравнению с официальным видами фехтования, так как бои идут в полный контакт.

К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии относятся также бугуртные бои (5х5, 21х21) - массовые бои по примеру средневековых турниров, где, кроме одиночных, также проводились и групповые бои. Необычность этого вида спорта состоит в том, что для достижения победы команде необходимо сочетание физической силы спортсменов, воли, ловкости, командной тактики и стратегии и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования в данной номинации проводятся по единым правилам по всей России.

Паралимпийское фехтование

Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.

Современная история паралимпийского фехтования, или, как его ещё называют, фехтования в инвалидных колясках (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в трех видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, - то в 2004 году, на Паралимпийских играх в Афинах, они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в Играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер - в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».

С развитием соответствующей техники менялись и правила соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов - все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

Принадлежность к той или иной категории определяется характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:

Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.

В России паралимпийское фехтование начало развиваться с 2005 года. В феврале на заседании исполкома Федерации фехтования России (ФФР) была создана комиссия ФФР по паралимпийскому фехтованию, которую возглавила Елена Белкина. В сентябре в МГСГИ из числа студентов 1-3 курсов была сформирована группа из 12 человек для занятий паралимпийским фехтованием. Уже в конце месяца эта группа под руководством самой Е. Белкиной и молодого тренера Екатерины Войновой приступила к тренировкам. Параллельно в Уфе была создана секция паралимпийского фехтования из 10 человек, которая работает под началом тренера Фарита Арсланова.

Примечания

См. также

  • Дегаже

Литература

  • Аркадьев В. А. Фехтование. - М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. - СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. - М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4

Ссылки

Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

Три вида оружия используется в соревнованиях по фехтованию: рапира, сабля, шпага.

Легкая и гибкая рапира когда-то использовалась только для тренировок. В боях с рапирами засчитываются касания острием корпуса соперника. Шпага - дуэльное оружие с обоюдоострым лезвием. Удары должны наноситься кончиком шпаги, засчитывают ее касание любой части тела. Сабля - удары наносятся только выше пояса, как это было когда-то в конных сражениях.

История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.

В средние века фехтование носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простой люд - горожане и крестьяне - фехтовали на палках, обитых железом, и на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке. Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей, вышедшие в 1474г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии - ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

К первой четверти XVI столетия широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

В XVII веке во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце XIX века. В 1986 году по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ).

Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914 года. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919г.

Фехтование как вид спорта было включено в программу первых Олимпийских игр современности 1896 года. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах было личное первенство на рапирах и саблях среди мужчин. Командное первенство по этим видам оружия стало проводиться начиная с Игр III Олимпиады (1904г.). Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад впервые были проведены в 1900 году, а командные по этому же виду оружия впервые состоялись на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Личные соревнования среди женщин в первый раз проводились в 1924г. на Олимпийских играх в Париже, а командные состязания - на XVII Олимпиаде в Риме (1960г.). В Атланте в 1996 году женщины впервые в истории Олимпиад скрестили шпаги в личных и командных соревнованиях, ранее женщины соревновались лишь на рапирах.

До 1956 года на олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920г.г.) и на саблях (1920г). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях - на рапирах и саблях и в командных - на рапирах, саблях и шпагах.

Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти - обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые).

Аладар Геревич - венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960г.г. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет.

Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей.

В 60-х годах отечественная школа фехтования прочно утвердила свой авторитет на международной арене. Крупных результатов в различных международных соревнованиях достигли фехтовальщики Кубы, Польши, Румынии.

В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Использование фехтовальной культуры выходит за рамки фехтования как вида спорта. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Необходимость изображения фехтовального поединка в театре, кино определила формирование сценического фехтования. Широко распространены также национальные виды фехтования.

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века, когда оно стало восприниматься как средство воспитания воинского духа, развития ловкости, в отличие от турнирной и дуэльной форм на Западе. На вооружение офицеров, рейтерских и драгунских полков было принято холодное оружие различных образцов. В дальнейшем на основе военно-прикладного фехтования стало развиваться и спортивное фехтование. ПетрI сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «рапирную науку». В начале XIX века разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834г.).

Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 году в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 году в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Этот вид спорта стал развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

Во 2-ой половине XIX века спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 года в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом.

В XX веке в России четко обозначились 2 направления в развитии фехтования: прикладное штыковое и сабельное для офицерского состава и рядовых солдат и любительское спортивное фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, которое культивировалось среди учащихся, студентов, а также среди офицерства и нижних чинов.

Впервые официальные соревнования по фехтованию на эспадроне, рапире и винтовке с эластичным штыком по утвержденным правилам были проведены в марте 1860 года для офицеров гвардии в Петербургском фехтовально-гимнастическом зале. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы. К соревнованиям допускались только офицеры.

Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908года в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах.

С 1899 по 1916 года по инициативе Петербургского атлетического общества проводятся ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

В начале XX века русские фехтовальщики С.Агафонов, П.Заковорот, Ю.Мишо, А.Мордовин и другие успешно выступали в отдельных международных соревнованиях. В 1910г. в Париже русские фехтовальщики приняли участие в крупных международных соревнованиях, заняв 3 5 места.

Наиболее интересно проходили состязания по фехтованию на I и II Всероссийских Олимпиадах 1913 и 1914 годов. На Киевской Олимпиаде 1913г. впервые было разыграно женское первенство по фехтованию на рапире.

Дебют наших фехтовальщиков на Олимпийских Играх 1912 года был неудачным: ни одного первого места.

В 1918 году были созданы первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. Год спустя в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Основы советской школы фехтования заложили педагоги: П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов.

В начале 20-х годов в городах нашей страны появились первые кружки любителей фехтования, стали проводиться городские, губернские и областные олимпиады и первенства гарнизонов и военных округов, создана Всесоюзная секция фехтования. 30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования.

В 1935 году в Ленинграде открылась первая детская спортивная школа фехтования, позже они открылись в Харькове, Москве, Ростове.

В том же году состоялись первые международные встречи советских фехтовальщиков.

С 1938 года ежегодно проводятся первенства городов и чемпионатов страны.

Федерация фехтования СССР вошла в состав Международной федерации в 1952 году, а в 1956г. в Лондоне женская команда СССР впервые стала чемпионом мира.

За большие успехи в чемпионатах мира и вклад в развитие фехтования федерация фехтования СССР В 1963 была награждена кубком Роберта Фейерика - высшей наградой Международной федерации фехтования.

Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988г.г. В Хельсинки (1952г.) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. В Мельбурне (1956г.) удалось завоевать 2 бронзовые медали. И вот на Играх XVII Олимпиады (1960г.) советские рапиристы открыли счет золотым олимпийским медалям, завоевав первые места в личном и командном первенствах.

Чемпионами в личном зачете становились: в 1960г. - рапирист Виктор Жданович, в 1964г. - шпажист Григорий Крисс, в 1968г. - рапиристка Елена Белова, в 1972г. - саблист Виктор Сидяк, в 1976, 1980г.г. - саблист Виктор Кровопусков, в 1980г. - рапирист Владимир Смирнов. Кроме того, еще 30 спортсменов стали олимпийскими чемпионами, выступая в командном первенстве. И среди них трехкратные олимпийские чемпионы Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко, Владимир Назлымов.

На Олимпиаде в Барселоне в 1992г. «золото» завоевали саблисты сборной СНГ (объединяющей все республики бывшего Советского Союза, кроме стран Балтии).

С 1992 года начинает свою самостоятельную историю российское фехтование. Накануне Игр в Барселоне была создана федерация фехтования России. Наилучших результатов за эти годы добились российские саблисты: чемпионом мира в личном зачете в 1993 и 1995г.г. становился Григорий Кириенко, а вся команда в целом в 1994г. завоевала золотые, а в 1995г. - серебряные медали. Значительного успеха добился и шпажист Павел Колобков, победив на чемпионатах мира 1993 и 1994 годов.

Более 30 лет не поднимались наши рапиристы на высшую ступень пьедестала почета в личном зачете. И это, наконец, удалось сделать Дмитрию Шевченко на первенстве мира 1995 года. Команда, которую он возглавлял, заняла 2-ое место.

После токийской победы Григория Крисса никому из наших шпажистов не удавалось приблизиться к олимпийскому пьедесталу в личных турнирах. И вот спустя 32 года в 1996 году в Атланте первым из россиян завоевал золотую медаль шпажист Александр Бекетов. Вообще, успех фехтовальщиков России в Атланте был убедителен: четыре золотые, две серебряные и одна бронзовая медали.

Фехтование (от нем. Fechten - "сражаться", "бороться") - спортивное единоборство с использованием холодного оружия. Состязаются фехтовальщики на специальной дорожке, ширина которой составляет от 1,5 до 2 м, длина - 14 м, а покрытие - из электропроводящего материала, с целью изоляции от регистрирующего уколы (удары) аппарата.

Управляет боем, а также оценивает умения и навыки фехтовальщиков арбитр, руководствующийся показаниями регистрирующего уколы и удары электрического аппарата, с которым связаны проводной системой оружие и одежда спортсменов. Кроме того, бои на определенных видах оружия отличаются некоторыми специфическими правилами, которые позволяют в некоторых случаях объявлять уколы или удары недействительными и не засчитывать их.

Первые соревнования по фехтованию, увековеченные на фресках древнего храма Абу в Медине (Египет), датируются примерно 1190 годом до нашей эры. Согласно сопровождающей фреску иероглифической надписи, состязания были устроены фараоном Рамзесом III в честь празднования победы в битве с ливийцами.

Довольно длительное время фехтование, то есть, владение холодным оружием (мечом, шпагой, ножом, секирой и так далее) было просто необходимо для решения споров, а порой - для выживания. Обучали искусству владения мечом легионеров и гладиаторов в Древнем Риме, а в Древней Греции фехтование преподавалось детям, достигшим 7-9 лет.

В средневековой Европе (особенно во Франции, Италии и Испании) рыцари-дворяне проводили немало времени, изучая особенности обращения с холодным оружием. В России же еще Петр I обязал придворных обучаться фехтованию на шпагах, и ввел изучение приемов штыкового боя в армии. Спустя некоторое время благородное искусство обращения с холодным оружием было включено в число обязательных предметов во многих учебных заведениях.

В наши дни фехтование перестало быть средством решения споров, и превратилось из боевого искусства в один из видов спорта. И это не удивительно - ведь издревле бой на мечах был чрезвычайно популярным видом состязаний. Сражения такого рода велись, как правило, до первой крови, судились наиболее уважаемыми старейшинами. Соревнования по фехтованию входили в программу олимпийских игр еще в 776 году до нашей эры, да и на Олимпиаде 1896 года проводились состязания фехтовальщиков. В зависимости от используемого оружия, различают такие виды спортивного фехтования:

Фехтование на рапирах - данном виде спорта для поединка используется рапира - колющее оружие четырёхгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - 500 г. Для защиты руки служит круглая гарда, диаметр которой - 12 см. Турниры для мужчин и для женщин проводятся отдельно. Спортсмены защищены металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой (именно уколы такого рода засчитываются), в то время как удар, нанесенный в области, не закрытые курткой, фиксируется белой лампой и считается недействительным. Основное правило - вначале следует отразить атаку противника, а уж потом переходить к ответным действиям. Приоритет действий переходит от одного спортсмена к другому, преимущество определяет арбитр, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата.

Фехтование на шпагах - шпага представляет собой колющее оружие трехгранного сечения, длина которого составляет 110 см, вес - до 770 г. Круглая гарда, защищающая руку, имеет диаметр 13,5 см. Мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Действительными считаются уколы, нанесенные спортсменами в любую часть тела (кроме затылка). Приоритета действий в данном виде фехтования не существует.

Фехтование на саблях - в поединках такого рода спортсмены используют саблю - рубяще-колющее оружие трапециевидного сечения, длина которого не превышает 105 см, вес - 500 г. Гарда сабли овальная. Поражаемая поверхность тела спортсменов (в данном виде фехтования удары и уколы, фиксирующиеся на аппарате цветной лампой, могут наноситься во все части тела) закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой.

Фехтование на тростях - в данном виде фехтования спортсмены вооружаются тростями - гладкими деревянными палками, длина которых - 95 см, вес - от 125 до 140 гр. Свое оружие они держат прямым хватом одной рукой, вторая при этом заложена за спину. Бой ведется в круге, диаметр которого составляет 6 метров. Основная цель бойцов, защищенных масками, нагрудниками, перчатками и щитками на ногах - нанести как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела противника за 2 минуты (такова продолжительность поединка).

Фехтование на карабинах - этот вид фехтования возник сравнительно недавно - примерно в конце XVIII века - с появлением нового вида длинноствольного оружия - карабина (от арабского "караб" - оружие, турецкого "карабули" - стрелок или французского carabin - винтовка). Честь изобретения карабина приписывают оружейному мастеру Гаспару Цольнеру. Обращение с данным видом оружия требовало не только недюжинной меткости, но и силы, быстроты и ловкости, когда дело доходило до рукопашного боя. Даже по прошествии нескольких столетий искусство фехтования на карабинах не забылось - более того, приобрело довольно широкую известность. Например, в середине прошлого века в СССР был довольно популярен такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Во время тренировок и различного рода соревнований участники не только боролись за призы и титулы, но и получали возможность подготовиться к ведению рукопашной схватки, обрести психологическую устойчивость во время боя, отточить навыки обращения с оружием.
Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), на общих принципах которой - законах природы и механики движений - сроилась программа и методика обучения данному виду фехтования, предлагала 2 варианта проведения уроков штыкового боя и соревнований:
1. Упрощенные соревнования (тренировки) - проводятся без какого-либо защитного снаряжения, при этом фехтовальщики используют макеты карабинов или небольшие палки (шесты).
2. Спортивный, более усложненный вариант. Спортсмены защищены масками с забралом, защитными перчатками, нагрудником и паховым бандажом. В качестве оружия используются карабины, на которых штык заменяется мягким теннисным мячиком.

Фехтование на тяжёлом клинковом оружии - соревнования такого рода проводятся неофициально, фехтовальщики применяют одно- или двуручные мечи, вес которых может составлять от 1200 до 4000-5000 грамм. Для защиты применяются исторические (или стилизованные под ту или иную эпоху) доспехи: латы, кольчуги, бригантины и т.д. Поскольку имеет место полноконтактный бой, этот вид фехтования чрезвычайно травмоопасен.

Бугуртные бои - один из видов фехтования на тяжелом клинковом оружии. Данный вид спорта возродился в России в начале XXI. В сражении участвуют команды 5х5, причем весовая категория спортсмена не имеет значения. Бойцы, облаченные в соответствующую экипировку, могут использовать не более двух видов оружия. Бой проводится на квадратной площадке 20 на 20 метров, окруженной зоной безопасности, ширина которой составляет 1 метр. Продолжительность схватки - 3 минуты. Бой может завершиться и в случае падения всех бойцов команды (к падению приравнивается также потеря или порча всего оружия, выход за пределы ристалища, потеря важного элемента защиты и т.д.).

Этикет фехтовальщиков был придуман в странах Европы. Это не совсем так. Некоторые формулировки словесных обращений в древности соответствовали современным. Например, возгласом "к бою!", которым начинается в наши дни фехтовальный поединок, начинали сражение фехтовальщики еще в Древнем Египте (об этом свидетельствует соответствующая надпись, сопровождающая фреску, изображавшую соревнование). Победитель салютовал оружием фараону и его свите, а результаты сражений записывались на специальном папирусе.

Чтобы победить, фехтовальщик должен нанести противнику как можно больше ударов или уколов, при этом не имеет значение, с какой силой нанесен удар и куда именно он пришелся. Действительно, удары и уколы в поединке фиксируются в обязательном порядке. Однако следует учесть, что, в соответствии с правилами того или иного вида фехтования, один и тот же удар (укол) может быть как засчитан, так и аннулирован. Например, при фехтовании на рапирах засчитываются только уколы, нанесенные в туловище, причем пружина в пуандаре (наконечнике рапиры) настроена лишь на давление не меньшее 500 г (более слабые удары аппарат просто не регистрирует). Те же правила действуют и в фехтовании на саблях, единственное отличие - запрет совершать "скрестный шаг вперед". А в бою на шпагах наконечник оружия должен создать давление не менее 750 г, удары же можно наносить во все части тела противника (кроме затылка).

В некоторых видах фехтования бои ведутся до первой крови. Это действительно так, но в отдельных случаях проигравшим считается тот, кто во время сражения закрывает глаза. Такого рода правила действуют, например, в мензурном фехтовании (нем. mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве), чрезвычайно популярном среди молодежи и студентов Германии начиная с XVI века. Экипировка сражающихся состоит из очков с металлической сеткой, кожаного нагрудника и толстого шарфа, защищающего шею. Цель фехтовальщиков - остро отточенным оружием ("шпагером") поранить лицо противника. После того, как данный вид соревнований перестал быть средством решения споров и превратился в один из способов проверки мужества и стойкости, были созданы и новые правила поединка - специальные судьи следят за тем, чтобы сражающиеся не закрывали глаз во время боя.

Фехтовальная маска была введена сравнительно недавно. Исследователи утверждают, что еще фехтовальщики Древнего Египта защищали лица специальными масками. Однако в Европе о необходимости введения данного элемента экипировки фехтовальщика заговорили лишь в 1755 году, а введена маска была только спустя десятилетие - в 1765 году. По мнению специалистов, именно после введения маски началось бурное и быстрое техническое и тактическое совершенствование фехтования.

Дебют российских фехтовальщиков на Олимпийских играх состоялся в средине прошлого века в Хельсинки. Действительно, в Олимпиаде 1952 года (Финляндия, Хельсинки) сборная СССР участвовала, однако не следует думать, что это был дебют спортсменов из России на международной арене. Еще в 1910 российские саблисты выступали на соревнованиях, проводившихся в Париже. Да и в олимпиаде 1912 года (Швеция, Стокгольм) отечественные мастера клинка также принимали участия, хотя особых успехов не добились.

Для достижения победы в любом виде фехтования нужно досконально знать приемы данного искусства владения оружием и быть в хорошей физической форме. Это действительно так, ведь фехтование - индивидуальный вид спорта, даже командные соревнования проводятся один на один. Однако, например, в бугуртных боях для того, чтобы победить, участники команды должны проявить не только физическую силу, ловкость, искусство владения оружием, но и командную тактику и стратегию. Интеллект фехтовальщика также является чрезвычайно важной составляющей будущей победы, особенно в соревнованиях такого рода.

Наиболее утонченным является древнее японское искусство фехтования - ведь оно основывается на философских принципах гармонии. Европейское же фехтование чрезвычайно грубое и примитивное. Это не совсем так. В древности самураи, облаченные в тяжелые доспехи, использовали массивный длинный меч (тати). Техника владения данным видом оружия, несомненно, эффективная в бою, была в то же время чрезвычайно проста, ни о каких сложных методиках на тот момент речи не шло. Лишь в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), когда японские воины вооружились более короткими и легкими мечами (катанами) и отказались от сковывавших движения доспехов, ситуация в корне изменилась - вместо выносливости и физической силы стали цениться ловкость, чувство дистанции и времени. Да и техника ведения боя постоянно совершенствовалась и утончалась.
Примерно то же самое происходило и в Европе - на смену тяжелому мечу пришли шпага и рапира. Появились и новые школы фехтования, основывавшиеся порой на выводах точных наук (например, геометрии) и ценящие изящество и красоту движений фехтовальщика превыше всего, даже победы в поединке.

Наиболее качественными, надежными и сложными в изготовлении являются японские мечи. Это не совсем так. "Высокие технологии" японских оружейников ("японский дамаск" - многочисленная сварка и последующая проковка слоев, технология стальных пакетов (сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), позволяющая изготовить упругое и долго держащее заточку изделие) были известны и в Европе еще в VI-VIII вв. Кроме того, следует учесть, что высококачественные и чистые руды Японии отнюдь не способствовали совершенствованию кузнечного мастерства, в то время как европейцы вынуждены были изобретать новые способы и технологии изготовления металлических изделий.

Двумечный бой никогда реально не существовал - это выдумка режиссеров боевиков и создателей компьютерных игр. Совершенно ошибочное мнение. Двумечный бой издревле активно применялся во многих странах мира, хотя ведения сражения двумя видами оружия требовало от человека недюжинной ловкости, координированности и освоения довольно обширного арсенала технических приемов. В разных странах фехтовальщики предпочитали использовать в двумечном бою различные виды оружия. Например, в Европе кроме длинного оружия (меча, рапиры или шпаги) применяли короткий клинок. Меньшей популярностью пользовалось искусство боя на парных шпагах. В Японии также зачастую использовали два меча - длинный и короткий. На островах Тихого Океана большой популярностью пользовалось искусство Кали Арнис - соперники вооружались парными палками, а в некоторых случаях - парными мачете. Наиболее часто ведение боя парными предметами использовалось в Китае. Для поединка бойцы выбирали парные короткие тесаки, парные палаши (шуандао), парные мечи (шуанцзянь), а также парные копья, булавы, боевые веера и т.д.

Двумечник играючи победит в схватке бойца, вооруженного лишь одним клинком. Как и всякий стиль ведения поединка, двумечный бой имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести огромный арсенал техник и приемов. Конечно, усилий и времени на их изучение придется затратить немало, но результат того стоит. Однако не следует забывать и о слабых сторонах двумечников. Например, если противник ведет бой на длинной дистанции, использование второго клинка становится попросту невозможным. А если к тому же соперник экипирован двуручным или полтораручным мечом, он легко сможет одержать победу над человеком, вооруженным двумя более короткими клинками.

Наиболее действенной является защита "клинок в клинок". Защита такого рода упоминается в трактатах по фехтованию лишь начиная с XVI века, до того предпочтение отдавалось сталкиванию оружия противника с линии атаки. Ведь жесткий блок (то есть столкновение мечей гранями) не только лишает вас возможности атаковать, но и повреждает оружие - на лезвии появляются трещины и зазубрины, которые в будущем могут привести к потере остроты лезвия, а то и разрушению клинка.

Издревле ведутся споры о том, что эффективнее - колющий или рубящий удар. Чаще всего склоняются к мнению, что острие превосходит лезвие. Нет, такого рода споры ведутся относительно недавно - примерно с начала XVIII века. До того в разных странах мира и колющий, и рубящий удар считались фундаментальными техниками ведения боя, да и оружие изготовлялось с таким расчетом, чтобы дать возможность бойцу наносить любой вид удара в соответствии со сложившейся ситуацией. В то же время существовало и чисто рубящее, и колющее оружие, причем не прослеживается доминирование клинков какого-то одного вида.

Фехтованием можно начинать заниматься с 12 лет. Действительно, чаще всего в спортивные секции принимают детей 10-12 лет, но начать постигать благородное искусство фехтования можно с 5 лет. В этом случае для обучения используется специальное облегченное оружие. Кстати, фехтовальщиком можно стать в любом возрасте. На чемпионате мира среди ветеранов, проводившемся в 2006 году, победила спортсменка из ЮАР, которая начала постигать премудрости фехтования в пятидесятилетнем возрасте, и добилась больших успехов.

Во Франции зародились различные школы фехтования, разрабатывались различные техники - значит, и в различных соревнованиях команда этой страны чаще всего будет занимать призовые места. Действительно, именно Франция была родоначальницей многих школ фехтования, распространившихся позднее во многие страны Европы. Однако по итогам, например, Олимпийских игр, эта страна оказалась на втором месте (36 медалей), на первом же прочно утвердились итальянцы (42 медали). Спортсмены Венгрии на третьем месте (29 медалей), на четвертом - фехтовальщики СССР и России, в копилке которых на данный момент 27 медалей.

Привет! Долго думал, о чем можно написать интересную статью, перебрав в голове все банальные и надоевшие темы о спортзалах, качалках, боксе и т.п; меня все же осенило! И я решил написать о !

Еще со средневековья это занятие считалось истинно мужской стезей. Звенящая кольчуга, сверкающие мечи и сабли, дуэли и даже целые сражения. Со временем это кровавое детище стало потихоньку ограничиваться какими-то рамками и чем цивилизованнее становился наш мир, тем больше мастерство фехтования превращалось в спорт.

Для большего интереса, расскажу об истории и развитие этого мужского спорта .

Фехтование взяло свое начало в начале XV века, в Испании. Именно оттуда пошли первые упоминание об этом искусстве. А в XVI веке итальянцы уже систематизировали процесс обучения, создав, принципы фехтования и разработали классификацию приемов и действий.

В скором времени во Франции выходят учебники, описывающие технику приемов, которая близка современной. В 1567 году в Париже создают фехтовальную Академию и в это же время во Франции появляется рапира с кожаным наконечником. Такое – модифицированное оружие более легкое и удобное для обучения. В XVIII веке, снова французы изобретают фехтовальные маски и с этого момента фехтовальное искусство начинает процветать как никогда! Дуэли со временем превращаются в «белые дуэли» , где присутствует судья и четыре наблюдателя, которые фиксируют нанесенные уколы. Вместе со всем этим зарождается спортивный поединок!

Фехтование заключалось не только в мастерской технике, но и в элегантности и галантности. Приветствие перед боем своего соперника, утонченные манеры и поклоны.

В XIX веке фехтование окончательно официально получает титул – вид спорта. Наиболее активно развивается в Италии, Германии и Франции.

В России интерес к этому мужскому спорту возник только в начале XVIII века. В 1701 году Петр I ввел обязательный предмет «Рапирная наука», в свою школу «Математики и навигационных наук» Первыми учителями фехтования были иностранцы, но уже в первой половине XIX века количество российских преподавателей резко возросло, за счет воспитания в военных учебных заведениях.

Фехтование – это умение наносить точные уколы, посредством атак и защит в конкретные моменты, используя мастерство и интеллект. Фехтование похоже на реальное сражение: в нем присутствуютразведка, маскировка, маневрирование, наступление и оборона.

В наше время в фехтование существует три вида оружия – шпага, сабля и рапира. Отличаются они правилами судейства и поражаемыми поверхностями, варианты которых я опишу вместе с обзором оружия.

Оружие собрано из стального гибкого клинка с резиновым наконечником, гарды с мягкой прокладкой и рукоятки с гайкой.

Рапира

Рапира – колющее оружие спортсменов. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста меньше прочих – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

Длина рапиры около 110 см и вес не более 500г. Диаметр гарды – от 9.5 до 12 см.

Шпага

Шпага – так же колющее оружие. Клинок шпаги побольше рапирного и имеет трехгранное сечение.У шпажистов самая большая поверхность уколов: от головы до пят – голова, руки, ноги, корпус. В бою на шпагах отсутствует тактический фактор, т.е. одновременно нанесенные уколы засчитываются обоим фехтовальщикам.

Общая длинна шпаги около 110 см, вес не более 770 г. И диаметр гарды – 13.5 см.

Сабля

Сабля – в бою на саблях разрешается наносить как уколы, так и рубящие удары. Поражаемой областью являются голова, туловище и руки. В общем вся поверхность до линии пояса. Сабля имеет трехгранный клинок, максимальная ее длина 105 см, вес около 500г


В современном фехтовальном спорте используется электрооборудование для фиксации уколов. Аппарат фиксирует нанесение укола спортсменом. При нанесение укола, на аппарате зажигается лампочка, находящаяся на его стороне. В фехтование на рапирах и саблях действительными засчитываются только уколы, нанесенные в поражаемую область. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (зеленой или красной), а недействительные — это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтование на шпагах зажигаются только цветные лампочки, т.к. все уколы считаются действительными. Когда лампы зажигаются по обе стороны одновременно, это означает, что каждому спортсмену присуждается по уколу.

Вот такой вот мужской спорт я вам сегодня поведал! Элегантный, красивый и в тоже время не легкий и требующий не мало сил и способность грамотно мыслить.

P . S . Возможно вам будет полезна наша статья . Занимайтесь спортом! И до встречи на нашем мужском блоге —



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения