Невероятные факты
Человечество с самого начала своей истории тянулось к легендам и мифам, многие из которых имели под собой вполне реальные основания . Героями этих мифов зачастую становились прообразы реально существовавших созданий.
В 1799-ом году английский зоолог Георг Шоу писал, что утконос выглядит так, как будто бы "клюв утки приделали к голове какого-нибудь четвероногого". Впрочем, утконос долгое время вводил ученых в ступор не только своей внешностью, но и другими странностями.
Натуралисты всего мира продолжительный период времени не могли определиться с тем, являлось ли данное создание млекопитающим. Откладывало ли оно яйца, или было живородящим? На самом деле, ученым понадобилось целых сто лет , чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, касаемо утконоса (который, кстати, оказался одним из немногих яйцекладущих млекопитающих).
Сирены
Легендам о сиренах почти настолько же много лет, как и истории человеческого мореплавания. Одно из самых ранних упоминаний о сиренах связывают с той эпохой, когда появились и первые упоминания о единокровной сестре Александра Великого – Фессалонике.
Легенда гласит, что после того как Александр вернулся из своего наполненного опасностями путешествия , связанного с поисками источника вечной молодости, он омыл в живой воде волосы своей сестры.
После того как Александр скончался, его сестра (а некоторые источники утверждают, что и его любовница) решила утопить себя в море. Однако Фессалоника не смогла в нем утонуть. Зато она смогла превратиться в сирену.
Согласно легенде, она взывала к морякам с вопросом: "Жив ли Король Александр?" Если они отвечали, что, дескать, "он жив, здравствует, царствует и продолжает завоевывать мир " , тогда Фессалоника позволяла морским путешественникам спокойно проплыть мимо.
Если же несчастные осмеливались сообщить Фессалонике, что король мертв, она тут же оборачивалась ужасным монстром (быть может, тем самым Кракеном?), который хватал корабль и тащил его в морские глубины вместе со всей командой.
Единственное возможное объяснение того факта, что моряки регулярно сообщали о своих наблюдениях сирен (то есть о демонических существах с телом женины и хвостом рыбы), заключалось в том, что мужчины путали их с травоядными млекопитающими , живущими в морской воде (к, примеру, с дюгонями или морскими коровами).
Объяснение это выглядит довольно странно, так как те же морские коровы далеки от того, чтобы их можно было назвать хоть сколько привлекательными и соблазнительными существами на Земле. Как же могли моряки так жестоко ошибаться? Быть может, они слишком долго плавали без женщин…
Впрочем, возможно, причина заключалась в том, что ламантины (то есть морские коровы) имеют обыкновение высовывать свои головы из воды, покачивая ими таким образом, что это напоминает покачивающегося в воде человека . Если смотреть на них со спины, то их грубая кожа ниже головы может показаться ниспадающими с головы вниз волосами.
Еще одной причиной мог являться тот факт, что первые мореплаватели, долгое время проводившие в море, нередко страдали галлюцинациями. Вполне возможно, что, находясь на расстоянии, при одном лишь свете луны, они могли спутать ламантин с женщинами. Кстати, в честь мифических сирен был назван отряд животных, в который вошли ламантины и дюгони.
Вампиры
Взгляд современного человека на вампиров сформировался во многом благодаря известному (можно сказать – культовому) произведению ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула" , который был опубликован впервые в далеком 1897-ом году.
С тех самых пор внешний облик "среднестатистического" вампира практически не менялся – это были чужестранец с бледной истонченной кожей, говорящий с невыносимым акцентом (судя по всему, румынским), спящий в дневное время в гробу. К тому же, он был более или менее бессмертен.
Хорошо известно, что прообразом главного вампира Брэма Стокера стал настоящий исторический персонаж – Влад III Цепеш, князь Валахии. Вполне возможно также, что Стокер вдохновлялся многочисленными слухами и суевериями относительно самой смерти и погребения. Эти слухи были вызваны невежеством людей, не особо разбиравшихся тогда в процессах разложения человеческого тела.
После смерти кожа человека усыхает таким образом, что зубы и ногти выглядят на ее фоне более рельефными и выдающимися. Возникает ощущение, что они выросли. Кроме того, распадаются внутренние органы, различные жидкости покидают организм человека через рот и нос, оставляя темные подтеки. Эти подтеки люди зачастую интерпретировали так, как будто бы мертвец пил кровь живых людей.
Помимо вышеперечисленного, были и другие подпитывающие суеверия признаки вампиризма, связанные, к примеру, с гробами. Дело в том, что иногда на внутренней поверхности крышки гробов, после эксгумации, обнаруживались царапины , которые воспринимались в качестве прямого указания на то, что мертвый перестал быть таковым и пытался восстать из гроба.
Такие случаи объясняются ужасающими ошибками, которые были обычными в те времена; иногда хоронили кажущегося мертвым человека, пребывавшим, на самом деле, в кратковременной коме, к примеру. Несчастный, очнувшись и обнаружив себя в кромешной мгле, конечно же, неистово царапал крышку гроба изнутри, пытаясь выбраться…
Считается также, что известный шотландский монах и философ, блаженный Иоанн Дунс Скот, погиб именно таким образом. Была проведена эксгумация, в результате которой обнаружилось, что его тело в гробу было выгнуто неестественным образом . Пальцы рука были изодраны, а повсюду была засохшая кровь. Очередной заживо погребенный пытался безуспешно выбраться…
Великаны
Великаны остаются неизменной частью фольклора на протяжении тысяч лет. В греческой мифологии мы сталкиваемся с целым племенем гигантов, которые были порождены на свет богиней Геей после того, как она была оплодотворена кровью, собранной во время оскопления Кроносом бога неба и ее супруга Урана.
В германо-скандинавской мифологии говорится о сотворении самого большого великана Аургельмира из капель воды, образовавшихся в момент соприкосновения земли льда и туманов (Нифльхейм) с землей жара и пламени (Муспелльсхейм).
Должно быть, он был по-настоящему большим! После того как Аургельмир был убит богами, появилась наша Земля. Из плоти великана образовалась твердыня, из крови – моря и океаны, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, а из мозга – облака. Даже его брови пригодились: они стали опоясывать заселенный людьми Мидгард (именно так викинги называли Землю).
Укрепившуюся веру в великанов можно частично объяснить явлением наследственного гигантизма (впрочем, далеко не во всех странах). Ученые уверены, что им удалось выделить ген, который приводит к семейному гигантизму . Согласно результатам различных исследований, люди, страдающие от гигантизма, часто болеют раком гипофиза, что и стимулирует неконтролируемый рост тела.
Рост библейского гиганта Голиафа, согласно преданиям, достигал 274-ех сантиметров. В современном мире нет четкого правила или определения, которое позволило бы однозначно сказать, что гигантом является человек такого-то роста. Причина этого заключается в том, что у разных народов – разный средний рост (разница может доходить до 30-ти и более сантиметров).
В результате одного из исследований, опубликованном в международном медицинском журнале Ulster Medical Journal, было выдвинуто предположение, что Голиаф (убитый, как известно, Давидом с помощью камня, запущенного пращой) , чье генеалогическое древо легко идентифицируется, пострадал от аутосомно-доминантного наследования заболеваний.
Дескать, камень, который использовал Давид, ударил Голиафа в лоб. И если Голиаф страдал от опухоли гипофиза, которая оказывала давление на его перекрест зрительных нервов, то это наверняка могло привести к расстройству зрения, что и не позволило великану разглядеть летевший в него камень.
Банши
В ирландском фольклоре банши (то есть женщина из Ши, если переводить с языка шотландских кельтов) - это красивая молодая женщина, фея, со струящимися белыми волосами и глазами, красными от непрерывных слез . Он плачет, предупреждая тем самым человека, который ее слышит, что в его семье вскорости кто-то умрет.
Ее плач с причитаниями воспринимается скорее как своеобразная помощь человеку, нежели чем угроза. Услышав завывания банши, человек понимает, что ему придется скоро попрощаться навек с кем-то из близких; а, благодаря банши, у него появляется для этого немного времени.
Не совсем понятно, когда впервые зародилась данная легенда. Существуют определенные упоминания про банши, датируемые XIV-ым веком . Если еще точнее, то 1350-ым годом, когда у деревни Торлоуг произошло масштабное столкновение между представителями ирландского и английского дворянских родов.
После этого о банши не забывали практически никогда, вплоть до середины XIX-го столетия. На самом деле, оплакивание покойника с причитаниями всегда было частью традиции ирландских женщин, выражающих таким образом горечь, боль и тяжесть утраты.
Представительницы слабого пола становились на краю могилы, и начинали вопить во весь голос, оплакивая свою потерю. Эта традиция постепенно сошла на нет в течение XIX-го столетия, потому что превратилась в своеобразный "аттракцион" для туристов , которые приезжали поглазеть на плакальщиц с "настоящих ирландских похорон".
Несложно, на самом деле, принять тот факт, что впечатлительные ирландцы, которые всегда были готовы поверить во что-то сверхъестественное, смешали в кучу своих причитающих от горя женщин и сказочных фей, чтобы в итоге получить красивую историю про банши, предупреждающих под окнами дома его хозяев о приближающемся горе…
Гидра
Согласно греческой мифологии, Гидра – это гигантских размеров змей с девятью (или более) головами, одна из которых и вовсе является бессмертной. Если Гидре отрубали одну голову, то вместо нее из свежей раны вырастали две новые головы (или три – в различных мифологических источниках можно найти разные данные).
Убийство Гидры входит в один из 12-ти славных подвигов великого Геракла. Чтобы победить это чудовищно опасное создание, Геракл заручился поддержкой своего племянника Иолая, который помогал герою тем, что прижигал отрубленные силачом головы.
Противостояние было тяжелым, но на стороне Геракла также были все звери. Битва продолжалась до тех пор, пока Геракл не отрубил Гидре все ее головы , кроме одной – бессмертной. Силач отрубил в итоге и ее, а затем закопал в землю у дороги, завалив сверху тяжелым валуном.
Миф о многоголовой гидре наверняка был навеян древним грекам самой матушкой-природой. С давних времен существуют многочисленные упоминания о змеях с несколькими головами (хотя про девять голов еще никто не упоминал!). На самом деле, случаи полицефалии (появления на свет с несколькими головами) среди рептилий встречаются гораздо чаще, чем среди любых других животных.
Более того: благодаря изучению сиамских близнецов, ученые сами научились создавать полицефалических животных. Известны эксперименты немецкого эмбриолога Ханса Шпемана , который в начале XX-го века скрепил вместе эмбрионы сламандры с помощью детского человеческого волоса. В итоге на свет появилось существо с двумя головами.
Ужасные волки
В наши дни так называемые ужасные волки очень хорошо известны тем, кто смотрит сериал "Игра престолов". Ведь именно эти волки были подарены юным Старкам. На самом деле, ужасные волки – это не плод фантазии сценаристов и авторов знаменитого сериала.
Ужасные волки – это реально существовавшие на территории Северной Америки огромные волки, вымершие более десяти тысячелетий тому назад . Эти грозные твари были больше, но приземистее (из-за более коротких ног) современных волков.
На территории района битумных озер, называемой Ранчо Ла-Брея, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, было обнаружено около четырех тысяч окаменелых останков ужасных волков (помимо гораздо большего количества останков других животных).
Исследователи полагают, что они попадали в ловушку этих битумных ям, когда приходили туда, дабы поживиться останками других многочисленных животных , попавших в ловушку выходящего на поверхность подземного битума.
Ужасный волк имел огромный череп, однако мозг его был меньше, чем мозг современного волка. Возможно, если бы головной мозг этих свирепых созданий был чуточку больше, они бы осознавали, что останки различных зверей не случайно оказывались в этих смоляных ямах…
Если помните, в "Игре престолов" присутствовал волк-альбинос. На самом деле, неизвестно, были ли среди ужасных волков альбиносы, хотя среди популяции современных волков альбиносы – это далеко не редкость . Примечательно также, что ужасные волки были не такие проворные, как волки современные.
Василиск
Согласно известным греческим мифам и кинокартинам про Гарри Поттера (сами выбирайте, какой источник для вас является более авторитетным), василиск являлся змеем со смертельным взглядом и убийственным дыханием. Легенды утверждают, что василиск вылупился из яйца птицы ибис, которое было высижено змеей.
Предполагается, что василиск боялся лишь петушиного крика и ласку, которая обладала иммунитетом к его ядовитым укусам . Да, чуть не забыли про меч Гарри Поттера, которым он убил этого змея – его василиск тоже, как оказалось, боялся…
В греческой мифологии василиск был змеей нормального размера, однако к тому периоду, когда это создание оказалось в Хогвартсе (школе волшебников, где учился Гарри Поттера), оно неожиданно увеличилось до размеров мамонта (не говоря уже о длине). Было у этого создания и множество других перевоплощений за эти прошедшие столетия…
Вероятность того, что змея в реальности будет высиживать яйцо ибиса практически нулевая (не говоря уже о том, что ибис в принципе не в состоянии отложить яйцо со змеей внутри). Тем не менее, легенда о василиске имеет под собой вполне реальные основания . Исследователи убеждены, что прообразом мифического василиска является обычная египетская кобра.
Впрочем, египетская кобра не такая уж и обычная – это чрезвычайно опасное пресмыкающееся, которое постоянно шипит, да еще и ядом плюется на расстояние до двух с половиной метров. Причем, целится прямо промеж глаз своего потенциального противника или жертвы.
Даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках
, да потому что русалка
- это мифическое существо, встречающееся во многих рассказах, сказках. И на этот раз хочу рассказать о мифических существах
, существовавших в свое время по приданиям: Гранты, Дриады, Кракен, Грифоны, Мандрагора, Гиппогриф, Пегас, Лернейская гидра, Сфинкс, Химера, Цербер, Феникс, Василиск, Единорог, Виверн
. Познакомимся поближе с этими существами.
Виверн
-Это существо считается "родственником" дракона, но у него всего две ноги. вместо передней - нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.
2. Аспид
]
3. Единорог
4. Василиск
6. Валькирии
7. Анка
8. Феникс
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
9. Ехидна
10. Злыдни
11. Цербер
12. Химера
13. Сфинкс
14. Лернейская гидра
15. Наяды
16. Рухх
Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость. Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! автор энциклопеди Александрова Анастасия Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты.
«Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», - повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века.
Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то - гриф!» Только... сильно подросший в человеческом воображении.
17. Хухлик
18. Пегас
19 Гиппогриф
Не призрачный под магом конь – кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф;
В отца он птицей был ширококрылой, -
В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот – гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными
20 Мандрагора
21. Грифоны
22. Кракен
Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный лучь скользит.
Над ним колышутся гиганты губки,
И из глубинных, темных нор
Полипов несчислимый хор
Протягивает щупальца, как руки.
Тысячелетья Кракен там почиет,
Так было и так будет впредь,
Пока последний огонь прожжет пучину
И жаром опалит живую твердь.
Тогда он ото сна воспрянет,
Пред ангелами и людьми предстанет
И, с воем всплывши, встретит смерть.
23. Золотая собака
«…На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
- Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
- Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам…
24. Дриады
25. Гранты
Истории известно множество мифических существ мира, которые живут только в воображении людей. Некоторые из них абсолютно точно вымышлены, некоторые напоминают реальных животных. Разнообразие мифических существ сложно описать - если собрать их в одной книге только по названиям, получится том более, чем на 1000 страниц. В каждой стране создания разные - в зависимости от территории проживания отличаются и предания. В некоторых легендах преобладают добрые мифические существа, в некоторых - красивые, но опасные.
Каждое создание обладает настолько разными, а порой и противоречивыми характеристиками, что отнести его к какому-либо виду крайне сложно. Но специалисты в области мифологии сумели объединить все многообразие существ в один список, который включает 6 основных категорий.
К первой группе относят гуманоидных созданий, т. е. тех, кто похож на человека. Они имеют классические характеристики людей - прямохождение, аналогичное строение тела, способности к ручному труду, использование интеллекта в сложных жизненных ситуациях. От людей такие существа обычно отличаются силой, ростом и магическими способностями.
Это только первая часть из всех многочисленных существ, когда-либо описанных в мифологии. Естественно, что гуманоидов насчитывается гораздо больше, нежели перечислено в списке, здесь только самые известные. Создания, схожие с людьми наибольшим образом, достойны отдельного описания.
Подтип людей - наиболее обширный. В него входят разные существа, которые наиболее похожи по анатомии на человека. Из крупных созданий - йети, орки и тролли.
Из известных существ стоит выделить гномов, которые бывают горные, овражные и темные. Это создания похожи на людей, однако меньше их ростом. Гномов изображают как духов земли и скал, которые работают в шахтах, добывая драгоценные камни. Отношение к людям скорее дружелюбное. Однако, если человек проявляет агрессию, гном может впасть в ярость и покалечить обидчика.
Эльфы выделены в отдельную подгруппу и наиболее похожи на людей. Они обычно светловолосые, высокие и интеллектуально одаренные, в толпе легко сливаются с людьми. В некоторых сказаниях эльфы имеют полупрозрачные крылья. В книгах Толкиена эльфы - воины, которые умело обращаются с луком и мечами.
Такие создания имеют крылья разных цветов и размеров, способны к полетам на дальние или близкие расстояния.
Самые известные крылатые мифические существа - ангелы. Это Божьи посланники, согласно преданиям, они помогают поддерживать в мире порядок. Во всех культурах выглядят как люди, которые имеют за своей спиной большие белые крылья.
Несмотря на то, что ангелы обычно изображаются в образе мужчин, они бесполые. Создания не имеют физического тела, невесомы и невидимы для человеческого глаза. Они материализуются только, когда им нужно передать людям какую-либо информацию.
Ангелы, как высшие крылатые создания, приближенные к Богу, могут управлять стихиями, природными явлениями и судьбами людей - это очень сильные мифические существа.
Есть поверье, что за каждым человеком прикреплен свой Ангел-хранитель, который призван защищать и оберегать «своего» подопечного.
Существуют подклассы ангелов. Купидон не относится к классическим ангелам, однако он им является. Он посланник любви и помогает одиноким душам обрести вторую половинку.
К крылатым созданиям относятся рукокрылые существа - обычно крылья у них не за спиной, как у предыдущей подгруппы, а как бы соединены с руками путем сращения. К этой группе относят гарпий. Они выглядят, как человекообразные птицы. Их тело женское, как и голова, однако руки и ноги заменяют лапы грифа с длинными острыми когтями.
Они обычно агрессивно относятся к людям, похищают женщин и детей. Имеют свойство обворовывать людей, забирая их пищу, одежду и драгоценности. Страшатся гарпии всего одной вещи в мире - звука духовых инструментов, изготовленных из меди. От мелодии на трубах они в ужасе разлетаются и прячутся.
Эти существа, в отличие от гуманоидных, сочетают в себе черты как людей, так и животных. Они присутствуют в легендах практически всех стран и народностей мира. Ареал обитания - как можно дальше от людей, где-нибудь в труднодоступных местах:
Группу полулюдей можно разделить на несколько небольших подгрупп.
Зверей в сборниках легенд порой наделяли сверхъестественными способностями. Многие из них имели развитый интеллект, благодаря которому и шли на контакт с человеком. Часть таких существ обладала мистическими свойствами, либо органы этих животных ценились, как лекарственное средство. Многие поколения древних людей тратили годы, чтобы найти таких зверей. За них правителями обещалась огромная награда.
Наибольшую подгруппу составляют химеры - древние мифические существа.
Конеподобные имели строение, сходное с лошадью. Их часто изображали с крылатыми. В эту подгруппу входят:
Все они обладают способностью к полетам. Прокатиться на такой лошади мечтали многие люди древних времен. Увидеть крылатую лошадь считалось большой удачей. По поверьям, они жили высоко в горах, поэтому смельчаки направлялись туда, дабы получить в дар немного счастья. Многие из них не возвращались.
Сфинксы часто встречаются в египетской мифологии. Они были символом мудрости, считались стражниками, которые оберегали гробницы фараонов. Сфинксы выглядят, как кошки или львы с головой человека.
Мантикоры - это вымышленные, редкие создания, которые имеют тело льва и хвост скорпиона. Иногда их голову венчали рога. Эти создания крайне агрессивны к людям, как и львы, ядовиты. По преданиям, тот, кто встречал мантикору, погибал в ее зубах.
Кроме химер, в эту группу входят единороги, которых выделяют отдельно от остальных. Существа имеют тело и голову лошади, но их отличием является рог из середины лба. По поверьям, толченый рог единорога обладает волшебными свойствами - его добавляли в различные зелья для укрепления здоровья. Кровь создания дарила долголетие, вплоть до бессмертия, если человек принимал ее постоянно. Однако, согласно легенде, тот, кто выпьет кровь единорога, будет проклят навеки, поэтому желающих сделать это не находилось.
Отдельно выделяют подгруппу драконов. В древние времена они считались самыми могущественными на планете. Их прообразом послужили динозавры - величественные ящеры. Драконы подразделяются на европейских и славянских. В древнерусском фольклоре драконы могли иметь до 12 голов. Славянские драконы охотнее вступали в контакт с людьми и имели более высокие социальные навыки. Иногда их изображали многоглазыми, как символ того, что им доступны все знания, и они наблюдают за всем происходящим в мире.
Элементалями в Средневековье называли тех, что непосредственно связаны с силами природы. Такие создания могли влиять на стихии и управлять ими на пользу или во вред людям.
Отдельно выделяют группу хранителей природы. Они очень распространены в славянской мифологии - это водяные, болотники, кикиморы, лешие и боровики. Все они проживают в местах, труднодоступных для простых людей, охраняя природу и оберегая ее. К людям эти существа относятся нейтрально до тех пор, пока те не нарушают территориальных границ.
В лесах проживают лешие. Это существа из славянской мифологии, которые издавна считаются хозяевами леса. Изображаются обычно в виде сухоньких старичков с изумрудно-зелеными глазами. На вид они безобидные. Но если обижать природу и вести себя в лесу неподобающе, можно получить наказание от лесного духа.
Отличить лешего от обычного человека можно по его особенности одеваться - он любит всю одежду надевать наизнанку, даже лапти на ногах у него перепутаны.
Боровики живут в лесах и являются хранителями грибов. Они обычно изображаются, как низенькие человечки, которые обитают недалеко от грибных мест. Боровики обычно дружны с лешими и ведут лесное хозяйство сообща.
Кикимора
Кикиморы проживают на болотах и в лесу, заманивая незадачливых путников в трясину. Они изображаются, как страшные женщины, с одной ногой, длинной и тонкой, которая и держит их над болотистой местностью. С ними рядом проживают болотники - духи мужского пола.
Водяные обычно обитают в реках и озерах. Они нейтрально относятся к людям, однако могут заманить в воду того, кто покажется им опасным.
Эти существа неразрывно связаны с пламенем. Огонь является стихией очищения и светлых помыслов, поэтому все создания, с ним ассоциируемые, почитаются людьми.
В разных культурах к демонам - неоднозначное отношение. В греческой мифологии, демоны - это сгусток энергии, наделенный интеллектом, который способен изменять судьбу человека как в хорошую, так и в плохую сторону.
В мифологии древних славян бесы - злые силы, которые сеют хаос и разрушение. В переводе слово «бесы» означает «несущий страх». Демоны - это адские создание, однако раньше были ангелами, о чем свидетельствует наличие крыльев. В отличие от ангелов, демоны имеют крылья темного цвета и по виду напоминают перепончатые, а не перьевые. Бесы могут принимать любые обличья и маскироваться. Чаще они обращаются людьми, однако особо наглые могут принимать вид ангелов. Их несложно отличить - в их присутствии находиться неприятно, возникает беспричинная тоска и грусть, либо же приступ неконтролируемого истерического смеха.
Среди демонов различают род любовников - инкубы и суккубы. Они нуждаются в постоянном поступлении энергии, которую могут получить только путем полового контакта с человеком. Во время акта с демоном-любовником жертва находится в зомбированном состоянии и не способна сопротивляться. Она испытывает одновременно огромное удовольствие.
Инкуб - это демон мужского пола, который проникал в дома к женщинам, девственницам и монашкам, и насиловал их во сне. Суккуб же - демон-женщина, добычей которой были сильные, привлекательные мужчины. Наибольшей удачей для суккуба было соблазнить священника, желательного только недавно принявшего сан.
Инкубы способны размножаться путем передачи своего семени женщине. От такого союза, по поверьям, рождались отвратительно уродливые дети с частями тела животных или имеющие лишние конечности. Таких детей старались умерщвлять сразу после рождения, т. к. в них, согласно легендам, скрывались злые силы.
Бороться с суккубами и инкубами непросто, но возможно. Они не переносят запах ладана, поэтому, если оставлять на ночь небольшую лампадку, демоны приходить не будут. От них помогают молитвы.
К роду бесов относятся и фавны. Это божества, которые характерны для культуры Италии. Считаются благосклонными к людям. Проживают фавны в лесах и горах. Могут предостерегать людей от возможной опасности, являясь им во снах. Обычно фавны оберегают стада и скот от нападения диких зверей, помогая пастухам. Некоторых животных мифических существ могут видеть только фавны.
К этой группе относятся так называемые ожившие мертвецы. Они отличаются друг от друга - в зависимости от вида, нежить может быть бестелесной или осязаемой. В современном мире образ нежити активно используется в играх и фильмах такого жанра, как хоррор.
Основную часть нежити составляют вампиры - существа с острыми клыками, которые пьют человеческую кровь. Могут по своему желанию превращаться в летучих мышей или нетопырей. Приходят к людям в ночное время, пока те спят и высасывают у жертвы всю кровь до последней капли. Иногда вампиры любят мучить жертву - тогда они пьют кровь постепенно, в течение нескольких дней, с садистским удовольствием наблюдая за мучениями несчастного. Образ вампиров широко освещен в литературе. Впервые это сделал Брэм Стокер в своем романе «Дракула». С тех пор тема вампиров стала популярной - по ее мотивам пишут книги, пьесы, снимают кино.
К нежити также можно отнести зомби - это мертвецы, которые питаются человеческой плотью. Описание зомби в литературе: лишенные сознания и интеллекта создания, крайне медлительные, но смертельно опасные. По сказаниям, зомби делают людей себе подобными посредством укуса. Чтобы убить зомби, нужно отрубить ему голову, а тело сжечь. Тогда они не смогут регенерировать.
К нежити относят мумии. Когда-то они были людьми, однако после смерти их тела подвергли бальзамированию, поэтому они остались в земном мире. Мумии находятся в состоянии сна, поэтому неопасны. Однако, если кто-либо их разбудит, древняя сила возродится и начнется хаос. Египетские мумии подразделяются на несколько категорий.
Мифические создания не всегда нейтральны по отношению к людям, многие из них представляют реальную опасность для человека.
Существа из древних легенд также могут быть добры к человеку или помогать ему. Особенно много их в греческой и японской мифологии.
В мифологии существуют тысячи существ. Неизвестно, есть ли эти животные - о них нам известно лишь из легенд. Однако хочется верить, что в этом мире еще остается место для сказки. Разные мифические существа - интересные, добрые, злые, большие или маленькие.
Чтобы взаимодействовать с ними, нужно досконально изучить их предпочтения и привычки, однако главное в общении с легендарными существами - это уважение - тогда они могут не только пойти на контакт, но и помочь. Не стоит иметь дело с потенциально опасными животными, лучше выбирать в этом плане безопасных существ. О классификации этих созданий и их опасности можно почитать в специальном алфавитном справочнике или атласе, посвященном мифологии.
Мир не так прост, как может показаться на первый взгляд. И многие ученые сегодня твердят о том, что существуют параллельные миры, в которых живут различные сущности, ранее невиданные. А сказки и мифы - это совсем не выдумки, а скорее, даже былины. Именно поэтому в данной статье будет представлен список мифических существ, которые, может, когда-то жили, а может, еще где-то и обитают в данный момент.
В данном перечне будут изучены как позитивные, так и негативные представители. Если рассматриваются добрые список обязательно должен открывать единорог. Что же это такое? Так, чаще всего это красивая белая лошадь, во лбу которой есть острый рог. Это символ целомудрия и борьбы за справедливость. Однако если верить эзотерикам, единорог должен быть существом с красной головой и белым туловищем. Ранее его могли изображать с телом быка или козы и только позже - лошади. Также легенды говорят о том, что единороги по своей природе имеют неисчерпаемый запас энергии. Приручить их очень тяжело, однако они покорно ложатся на землю, если к ним подходит девственница. Если же хочется проехаться на единороге, придется запастись золотой уздечкой.
Быт единорогов также весьма непрост. Они питаются исключительно цветами, пьют только лишь утреннюю росу, а купаются в самых чистых лесных озерах (в которых вода после этого становится целебной). При этом вся сила данных существ заключена в единственном роге (ему также приписывают целебные силы). Сегодня говорят: встретить единорога - к огромному счастью.
Список мифических существ, схожих с лошадьми, может пополнить и крылатый конь, сын медузы Горгоны и Посейдона. Главная его функция - быть на Олимпе и давать своему отцу молнии и громы. Однако будучи на земле, Пегас своим копытом выбил Гиппокрену - источник муз, который должен вдохновлять всех творческих людей на полезные деяния.
Отдельно также можно рассмотреть мифические существа женского пола. Список пополнят в обязательном порядке валькирии. Это девы-воительницы, которые являются спутницами и исполнительницами воли Одина (верховного бога в Это некие символы почетной смерти в боевых действиях. После того как пал воин, валькирии на свих крылатых лошадях забирают его в небесный замок Валгалу, где и прислуживают ему за столом. Кроме того, валькирии могут предсказывать будущее.
Список мифических существ обязательно должны пополнить различные птицы. Ведь они также занимали ведущие места в народных верованиях.
Список мифических существ могут продолжить чудовища, которые являются результатом скрещивания двух и более могущественных животных.
Какие еще есть мифические существа? Список могут пополнить чудовища, внешне чем-то схожие с драконами.
Отдельно рассмотрим мифические существа России. Список этот могут открыть злыдни. Их еще называли хмыри, или криксы. Они живут в болотах, пристают к людям. Могут даже вселиться в человека, если тот стар и у него нет детей. Олицетворяют мрак, нищету, бедность. В доме же злыдни селятся за печью, а потом запрыгивают на плечи к человеку и ездят на нем. Еще одно мифическое существо - хухлик. Это ряженый, водяной черт. Это нечистый дух, который выходит из воды и любит подшучивать над людьми, устраивая им разные пакости. Особенно активен во время Святок.
Отдельно также хочется представить список мифических существ Греции, колыбели человеческой цивилизации.
Любителям всего необычного можно посмотреть фильмы про мифических существ. Список этот могут пополнить следующие киноленты:
Рассмотрев полнейший список мифических существ и демонов, хочется сказать о том, что все эти чудовища являются выдуманными. И так нужно считать до тех пор, пока не будут предъявлены факты, свидетельствующие об обратном.
Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.
Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация существ, зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.
Всех существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих существ.
Алконост
Алконост - полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.
Анчутка
Анчутка - маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.
Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.
Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.
Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.
Бабай
Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.
Баба-яга
Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)
Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Банник
Банник - дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.
Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.
Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.
Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники - обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.
Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.
Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа.
Берендеи
Берендеи - в славянской мифологии - люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.
Берегини
Берегини - в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.
Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.
Водяной
Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.
Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).
Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен - русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета
Волколак
Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.
Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.
Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.
Волот
Волоты - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.
Горыныч
Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч - общее название драконоподобных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.
Гамаюн
Гамаюн - полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн — посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.
По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.
Домовой
Домовой - добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.
Жар-птица
Жар-птица - птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц - фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.
Злыдни
Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ.
Индрик-зверь
Индрик- зверь - В русских легендах Индрик выступает как "всем зверям отец". Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.
Кикимора
Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы - прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.
Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.