Про семейное счастье и отношения

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.


Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I – IV классы);

Основного общего образования (V – IX классы);

Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования) .

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока , на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся . Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

– задание на дом.

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


по курсу: Экономика устойчивого развития

на тему: Система образования на современном этапе в Российской Федерации


Выполнила: Саватеева Е.М.

студентка очной формы обучения,

Научный руководитель: Авдонина А.М.,

Кандидат биологических наук, доцент


Владимир 2014


Введение

Заключение

Приложения

Приложение 2


Введение


На данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.

Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.

Сейчас очень важно для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны и важно, чтобы "борозды" правления приняли люди достаточно грамотные и образованные.

Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.

И на данном этапе образования, на мой взгляд, надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.

Целью данной работы является рассмотрение и анализирование нынешнего состояния образования на современных этапах в России.

Образование: прошлое и настоящее


Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. В школах обучали грамоте и иностранным языкам.

С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должно мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Но еще немаловажным фактором в развитии образования на современном этапе является наличие и подготовка достаточно квалифицированных и компетентных специалистов. Но для того, чтобы люди занялись педагогикой, необходимо их чем-то привлечь, дать им повод заинтересоваться этим. Основным способом является достойная заработная плата. Но, к сожалению, по данным статистики люди, которые работают в образовательной сфере, получают наименьшую заработную плату по сравнению с другими отраслями экономики. И как следствие этого образовательная сфера теряет специалистов.

Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью.

На данном этапе России концепция развития образования и науки находится на зарождающихся этапах, таких как "Сколково". Если государство не будет в дальнейшем развивать эту концепцию, то может произойти такая ситуация как в советское время, когда произошла "утечка мозгов". Российские депутаты порой принимают проекты, которые только ухудшают образовательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателей. Нынешняя образовательная сфера направлена на подражание зарубежного опыта, что, на мой взгляд, является показателем отсталости нашего населения. Ведь нельзя просто взять и внедрить новую систему образования из одной страны в другую. Для этого необходимо знать ряд факторов, которые присущи только этой стране: исторические, национальные, религиозные и другие факторы. Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять.

Также необходимо вывести молодежь из "оболваненного состояния". Для немногого количества молодежи образование является приоритетной задачей. Сейчас большинство нынешней молодежи руководствуется и живет по таким слоганам "живи пока молодой", "надо получать от жизни все" и направляют свою энергию в дискотеки, вредные привычки, американские телесериалы, социальные сети и другие сферы жизни. Надо больше привлекать и поощрять стремление к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.

Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.


Образование в цифрах на федеральном уровне в современном обществе


Для начала необходимо проанализировать, как государство спонсирует образовательную сферу.

Рассмотрим сколько на данном этапе в России число учебных заведений. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

На основании статистических данных, которые представлены в Приложении 1-2, можно сделать вывод о том, что государство сокращает количество образовательных учреждений. Также правительство направлено на то, чтобы сделать образовательную сферу наиболее платной, что плохо скажется на общем показателе образованности населения, потому что не все на данный момент могут в полном объеме оплатить образовательные услуги. По сравнению с Советским Союзом, где правительство пыталась сделать образование общедоступным и бесплатным начиная с дошкольного и заканчивая высшим, то сейчас можно наблюдать абсолютно противоположную ситуацию. Правительство, на мой взгляд, пытается сделать образование как можно больше затруднительным.

Далее необходимо рассмотреть, как государство спонсирует молодых специалистов в области образования. Заработная плата в 2013 году по критериям образования, которая представлена в Приложении 3, в процентном соотношении к средней заработной плате имеет следующий вид:

заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 94,9%;

заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности составляет 96,9%;

заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального составляет 83,9%;

заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 134,9%.

Проанализировав данный показатель можно сделать вывод о том, что правительство недостаточно мотивирует население идти работать в образовательную сферу. Если смотреть на среднюю заработную плату по отраслям экономики, то сейчас выгоднее идти в финансовую сферу. Но, несмотря на это, население всё-таки хочет обучать подрастающее поколение. Если посмотреть на таблицу, которая представлена в Приложении 4, то по состоянию на 2013 год количество принятых работников в образовательной сфере больше чем количество выбывших на 0,03%.

И для более полного рассмотрения уровня образования надо рассмотреть непосредственный объект, на которое направлено образование, то есть на население.

образование российское общество федеральный

Заключение


Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что на современном этапе образование в России находится не в самом лучшем положении. Школы закрываются, учителям не платят достойную заработную плату, у молодежи нет стимула учится. Правительство в достаточной степени не заинтересовано в грамотности и образованности свое народа. Образовательные системы копируются у Европы и только ухудшают нынешнее положение образования.

На данном этапе можно предложить:

повышение заработной платы работникам образовательных учреждений;

открытие новых школ и надлежащий ремонт и современное оборудование уже имеющихся школ;

проведение психологических тестов на выявление талантов у молодежи и дальнейшее развитие этих талантов;

пересмотр имеющейся системы образования, проведение научных конференций по этому вопросу, где можно было услышать мнение многих преподавателей с большим стажем работы, а также мнение молодежи по этому вопросу.

Все это, на мой взгляд, поднимет нашу страну на более высокий уровень развития, улучшит качество образование, сделает его более доступным и понятным. Ведь в странах Советского Союза образование давалось всем и делалось это абсолютно бесплатно. Сейчас надо сделать также, чтобы как можно больше людей было грамотным. И эти мероприятия надо сделать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Приложения


Приложение 1


Отдельные показатели деятельности организаций образования

2013 г. В % к 2012 г. Справочно2012 г. В % к 2011 г. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) 4371697,14503196,9Частные общеобразовательные организации720100,7715104,1Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена248891,32725102,3Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена21584,025698,5Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования57894,960996,1Частные образовательные организации высшего образования39189,543798,0

Приложение 2


Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году тыс. человек

Приложение 3


Уровень средней заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2013 года

Средняя заработная плата, рублейВ том числе по формам собственности организацийфедеральнаясубъектов Российской ФедерациимуниципальнаяПедагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23363250323608022132Педагогические работники образовательных учреждений общего образования собственности29038415024336126010Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования25144251082518419215Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования40428402854761019957

Приложение 4


Численность принятых и выбывших работников списочного состава в области образования

Численность принятых работников, тыс. челЧисленность выбывших работников, тыс. чел2013 год2013 год1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал267,7233,2419,8308,4212,5288,7412,2276,1



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения