Про семейное счастье и отношения

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

Активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

Активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

Активно популяризировать традиции семейного чтения;

Уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

Разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;

Формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

Формы поддержки чтения:

2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.

3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

Задачи:

Повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;

Возродить престиж чтения;

Приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;

Стимулировать инициативы и творчество читателей;

Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;

Сохранение традиций семейного чтения.

Основные направления популяризации чтения в библиотеках:

Популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ);

Знакомство с современной литературой;

Поддержка литературного творчества читателей;

Развитие досугового чтения периодических изданий;

Привлечение к чтению в библиотеке в целом.

3.Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.

4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.

5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15.

6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.

7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.

8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36.

9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.

10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.

11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения


В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.

Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.

Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.

На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.

Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.

Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.

Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу.

Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.

Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.

В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки


Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)


Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)

Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)


Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)




Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)

Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)

Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)





Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)





Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » (городская библиотека №2)

Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)

Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)




Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)

Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)







Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)



Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы : «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтени я: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях , блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

Составитель:
Яковлева Елена Витальевна,
заведующая методическим отделом
АОДБ имени А.П. Гайдара

Приобщение к чтению детей и подростков, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование у них интереса к мировому и российскому литературному наследию является основной задачей детских библиотек. Именно на её выполнение направлены усилия библиотекарей путём обеспечения доступа ко всем видам информации, организацию познавательных массовых мероприятий и акций, проведение творческих конкурсов, создание интересных книжных выставок.

Все больше детских библиотек Архангельской области подключаются ко Всероссийской акции Библионочь. В 2013 году ЦДБ Коряжемской ЦБС провела акцию во второй раз. Она была посвящена юбилею романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и называлась «На абордаж!». Библиотекари, переодевшись в костюмы пиратов, пригласили детей на библиоквест на шхуне «Испаньола». Салют из хлопушек возвестил о его начале. Участники, разделившись на четыре команды, отправились в познавательное и опасное путешествие по библиотеке согласно своим маршрутным листам. Карта поиска клада была изготовлена из специально состаренной бумаги. После этого юные пираты смогли подкрепиться в таверне «У Флинта» и сфотографироваться на память. Много удивительных подробностей узнали ребята о жизни пиратов из обзора у выставки «Пираты настоящие и придуманные». Кульминацией вечера стал розыгрыш библиотечной лотереи. Девонки и мальчишки, набравшие наибольшее количество «читаликов» за участие в конкурсах и викторинах библиотеки, а также за прочитанные книги и журналы, получили в подарок книги. Счастливчики смогли выиграть сертификаты на поездку в Котласский драматический театр на спектакль. В завершении праздничной программы желающие смогли посмотреть мультфильм или принять участие в мастер-классе «Морские обитатели». Розыгрыш суперприза «Последний покинувший пиратскую шхуну» закончил мероприятие.

Впервые Библионочь состоялась в Виноградовской, Карпогорской, Няндомской и Мезенской детских библиотеках. В этот вечер 130 детей и подростков побывало на уроках «Школы ужасов» в Виноградовской ДБ. Первый урок – «Шабаш нечистой силы». Ребята смогли преодолеть колдовские препоны и хитрые уловки Мумии и Ведьмы. Урок ужастиковедения проходил в палатке, где при свете фонариков читали страшилки Эдуарда Успенского и сочиняли свои ужастики. На уроке бумагомарания рисовали страшные маски. Урок нечистописания – разгадывание «Страшлядского кроссворда». На переменках «воевали» с Ведьмой и смотрели мультфильмы. Желающие могли отдохнуть в игровой комнате за настольными играми. А заодно заглянуть в буфет «У Ягуси» и попробовать «колдовские напитки». Закончилось все костюмированным балом – дискотекой нечистой силы. За лучшие костюмы и активность на дискотеке вручались призы.

Участники Библоночи в Карпогорской ДБ могли проверить свои знания в играх «Мама, папа, я – литературная семья» и «Угадай сказку» или ответив на вопросы выставки-викторины «Сказочная азбука». Все собравшиеся охотно приняли участие в беспроигрышной лотерее.

Большую программу Библионочи подготовили для своих читателей сотрудники Няндомской ДБ: квест-ориентирование «В библиотечных лабиринтах», сладкая викторина «Удивительный вопрос», выставка-обзор «Книжка под подушкой», творческая мастерская «Хочешь научиться?», фотосессия «Читалёнок», видеозал «Мульткалейдоскоп». Как отмечают наши няндомский коллеги, первый опыт участия в подобной акции прошел достаточно удачно. На мероприятие собралось большое количество посетителей, многие дети пришли вместе с родителями. Все предложенные библиотекарями мероприятия были востребованны участникам акции. Особенно понравилось ребятам квест-ориентирование «В библиотечных лабиринтах». Цель его – познакомить читателей со структурными отделами библиотеки, их функциями, соответствующей литературой. Разделившись на команды по 2-3 человека, участники отправились в путешествие по библиотеке. Помещения библиотеки достаточно большие, расположены на двух этажах; кроме того, в этом же здании расположена центральная библиотека, залы которой также были использованы в игре. Таким образом, исследовательский маршрут у ребят был длинным. В каждом пункте участникам нужно было определить назначение зала, выполнить тематическое задание (например, в краеведческом отделе нужно было на карте Архангельской области найти наш город, а в книге по истории города найти значение слова «Няндома»); затем получить отметку о выполнении в маршрутном листе. Все участники азартно выполняли задания; особенно радовала их возможность беспрепятственно заходить в любые библиотечные помещения. Рукодельные и усидчивые ребята с удовольствием занимались бисероплетением в творческой мастерской. Так как модели для выполнения были взяты небольшие и несложные в исполнении, то все справились с заданием и унесли домой готовые поделки. Показательный факт: видеозал, где в течение всего запланированного времени показывались мультфильмы, практически пустовал – видимо, ребята нашли для себя более увлекательные занятия в библиотеке. Закончить «Библиосумерки» планировалось в 20.00, но посетители были так увлечены различными мероприятиями, что пришлось перенести закрытие на 21.00.

Мезенская ДБ также предложила своим читателям, участникам акции Библионочь, квест. 30 детей отправились в опасное приключение на поиски затерянного, забытого всеми клада в книгохранилище библиотеки. Сам старинный купеческий дом, где располагается библиотека, создавал загадочную атмосферу. Библиотека напоминала таинственный сумеречный замок. Без помощи фонариков, зеркала, а самое главное без своих знаний, читателям было бы не справиться с заданиями. Книги о сокровищах, пиратах, приведениях указывали на путь и помогали найти обрывки карты. Взявшиеся неизвестно откуда приведения пытались отвлечь и напугать игроков, а потом подбросили книгу с подсказкой, тем самым указав верный путь. И вот обрывки карты собраны, путь определён, но сундук с сокровищами надёжно охраняют в чёрной комнате ночной Хозяин библиотеки Хоббит, а с ним и чёрный кот. И прежде, чем получить сундук нужно отгадать загадку и выпить волшебного зелья. Темнота, лестница, тяжеленный сундук, сокровища… Затерянными сокровищами оказались ретро-вещи, которые когда-то пользовались огромной популярностью. Фотоаппараты, проигрыватель, радиоприёмник, печатная машинка, диапроектор, старинные платья, бусы, туфли, брошки, куча пластинок и многое другое. Любознательные искатели смогли окунуться в эпоху того времени, когда все эти вещи были незаменимыми предметами в каждой семье. Библиотекари не ожидали, что ретро вещи вызовут такой шквал эмоций у детей. Ребята с интересом их рассматривали, примеряли, фотографировались на память. Кульминационным моментом стал ретро-просмотр диафильма «Остров сокровищ». Как отмечают в своем отчёте мезенские библиотекари: «В целом мероприятие получилось манящее, увлекающее в захватывающий мир приключенческих и фантастических книг. Нашим путешествием удалось охватить самые таинственные уголки библиотеки, увлечь, заинтересовать читателей в книжном пространстве. В этом мероприятии удалось коснуться и краеведения, так как мы рассказали историю купеческого дома, в котором сейчас расположена библиотека».

Приморская детская библиотека и детский отдел Яренской библиотеки организовали Библионочь в партнерстве с Центральными библиотеками.

Приморская ДБ пригласила детей и взрослых в эту необычную ночь посетить «Страну непрочитанных книг» и «Игроград». В каждом уголке читального зала и абонемента ребят ждали приятные неожиданности и сюрпризы. Книжная выставка на абонементе представляла самые любимые книги детства. Были организованы мастер-классы по изготовлению книжных закладок и нетрадиционному рисованию. Много было желающих поучаствовать в мастер-классах уемских мастеров. Присутствующие упражнялись в росписи по дереву, сделали куклу-оберег «Колокольчик». Дети мастерили своих куколок и слушали рассказ о традиционной народной кукле, о том какие куклы бытовали у нас на Севере, об обрядах и обычаях, с ними связанных. «Давай играть»! – призывала выставка любителей шашек, шахмат, нардов и других настольных игр, а за игровыми столами добивались победы ценители интеллектуальных игр.

Программа для детей в Яренской библиотеке называлась «С книжкой вприпрыжку, или «Библиосумерки» непосед с героями Астрид Линдгрен в детской библиотеке». Самым юным был отдан большой читальный зал, где их завлекали Карлсон и Пеппи-Длинный чулок. Самых непоседливых посетителей отправили в мрачную Пещеру паука, где их ожидало немало таинственного. Самые спокойные увлеченно работали в мастер-классе по изготовлению оберега «Божье око». Самые азартные отправились к книжным стеллажам на квест-игру, где вовсе не злая Баба-Яга показала, что и книжные стеллажи могут стать предметом игры. В этот вечер в библиотеке можно было стать «соавтором» художницы, предоставив в ее распоряжение …своё лицо. Плодом такой совместной работы – аквогрима – стали гуляющие по всем помещениям библиотеки «собачки», «кошечки», «пираты», «бабочки», «монстрики», «кощеи». Можно было попутешествовать во времени побывать в фотоателье и сделать фото в стиле ретро, почаёвничать в уютной «Чайной», насладиться ароматным травяным чаем. Завершились «Библиосумерки» для детей просмотром мультфильма «Пэппи Длинный чулок» и салютом из бенгальских свечей на улице. В вечернее небо был отпущен яркий воздушный шар с загаданными желаниями наших маленьких верных друзей. «Оригинально! Впечатляюще! Интересно! С большим удовольствием и радостью мы были участниками Библионочи!», «Огромное спасибо за прекрасный вечер, который мы провели вместе с детьми в библионочи!», «…Было очень весело и познавательно!» написали семьи Гуськовых, Гобановых, Гребневых и еще многие-многие участники Библионочи в Яренской библиотеке.

Опыт детских библиотек Архангельской области по проведению Библионочи показал, что акция способствует привлечению новых читателей и формированию мнения о детской библиотеке как об универсальном семейном культурном центре. Библиотекарям удается придумать такие формы работы, которые ломают представление о библиотеке, как о скучном учреждении.

Если Всероссийская акция Библионочь еще только приживается в детских библиотеках региона, то Неделя детской и юношеской книги стала доброй традицией и неотъемлемым весенним событием во всех «книжкиных домах». В Онежской ДБ в эти дни для детей было организовано и проведено праздничное литературно-театрализованное представление «Кто придумал дядю Стёпу?». Дети познакомились с биографией Михалкова, услышали его знаменитые и мало знакомые стихотворения и басни, посмотрели мультфильмы, снятые по мотивам произведений поэта и драматурга, а также пели песни и инсценировали стихотворение «Овощи». В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников были оформлены выставки: «Любимые страницы Сергея Михалкова», «А у нас полно чудес!». В Неделю детской книги онежские библиотекари подвели итоги конкурса рисунков по произведениям Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» и конкурса по экологии «Исчезающая красота». Для учеников среднего школьного возраста в Онежской ДБ был подготовлен литературный час «Одно чудо на всю жизнь», знакомящий детей с творчеством писательницы Екатерины Мурашовой.

К Неделе детской книги в библиотеках Коношского района была приурочена Декада чтения. Коношская ДБ в эти дни подвела итоги районного семейного конкурс чтецов «Поэт страны детства», посвященного 100-летнему юбилею С.В. Михалкова. На конкурс было представлено 30 номеров. В чтении стихов приняли участие не только дети, но и мамы, дедушки и бабушки. Выступления всех участников поразило жюри и зрителей выразительностью жестов и движений, эмоциональностью, оригинальностью исполнения и искусством перевоплощения. Декада чтения в Коношской ДБ продолжилась презентациями книг современных детских писателей. Библиотекари познакомили учащимся 3-5 классов с произведениями Андрея Усачева, Сергея Махотина, Артура Гиваргизова, Свена Нурдквиста, Дмитрия Емца, Елены Габовой и др.

2013 год оказался богатым на встречи юных читателей с писателями. Гостями детской библиотеки г. Мирный были Андрей Усачёв и Станислав Востоков. Читатели Приморской и Новодвинской детских библиотек смогли пообщаться с писательницами Анастасией Орловой (г. Ярославль) и Аей эН (г. Москва), а также литературным критиком, организатором конкурса «Книгуру» Ксенией Молдавской. Также в Приморской ДБ прошли встречи с детской писательницей Ириной Владимировной Репьёвой. Ирина Владимировна рассказала о себе, о родным городом Торжке, где родилась и выросла. Свой любимый город она переместила в сказочные повести под именем городок «Жар-Птицино». Именно в нем совершаются невероятные превращения её героев. Писатель рассказала детям о своей новой книге «Открыточный корабль». Сложные истины о проблемах современного мира Ирина Владимировна старается донести через переживания и приключения своих сказочных героев. Она говорила с ребятами о том, что словом можно делать добро и побеждать зло. Порадовала писательницу выставка рисунков «И оживают книжные герои».

Важными и замечательными событиями 2013 года библиотекари Архангельской ЦБС назвали встречи юных читателей с писателями. В гостях архангелогородцев побывали Пётр Синявский, Сергей Георгиев, Ирина Репьёва, Олег Трушин, Станислав Востоков. В режиме online юные архангелогородцы смогли задать вопросы прекрасному поэту и писателю из Санкт-Петербурга Анне Игнатовой. Анна Сергеевна читала свои стихи, рассказала о новой книге «Королевство А», поделилась своими мыслями о роли чтения. А потом отвечала на вопросы. О своём предназначении как детского писателя Анна Сергеевна сказала: «Быть детским писателем – это писать такие книги, которые будут читать дети. Сами. А очень хороший детский писатель пишет для детей такие книги, которые ребёнок кладёт под подушку. Потому что читает допоздна». Традиционными стали в муниципальных библиотеках Архангельска встречи читателей с северными писателями Александром Ипатовым, Еленой Антроповой, Ксенией Горяевой.

Гостьей Вельской ДБ стала архангельская поэтесса Галина Сычёва. В тёплой, дружеской обстановке юные читатели с удовольствием слушали стихи о школьной жизни мальчишек и девчонок. Сами рассказывали Галине Петровне интересные случаи из своей жизни. Замечательно прошла встреча с Галиной Петровной и в Няндомской ДБ. На неё пришли дети разного возраста с родителями и бабушками, педагоги со своими учениками, корреспондент районной газеты, руководитель литературного объединения «СТИХиЯ».

На встречу с детским писателем Вячеславом Павловичем Чиркиным в детскую библиотеку-филиал № 11 «Книжный лоцман» г. Котлас собрались ученики 2-3 классов. Автор показал свою самую первую книжку, которая была написана от руки и размножена на ксероксе в пяти экземплярах. На встрече дети отгадывали загадки писателя, иллюстрировали одну из его сказок. Ребята подарили писателю игрушку-оленя с просьбой написать про него рассказ или сказку. Юные читатели активно задавали Вячеславу Павловичу вопросы, на которые сказочник обстоятельно и подробно ответил.

Активно и интересно в 2013 году работали сотрудники детских библиотек по продвижению художественной литературы. В работе библиотек с художественной литературой особое место занимают юбилейные даты писателей. Литературно-музыкальная композиция «Я буду видеть сердцем» к 90-летию со дня рождения поэта-фронтовика Эдуарда Асадова была подготовлена и проведена совместно работниками ЦГДБ Котласа, педагогами и воспитанниками Котласского детского дома. Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством поэта. Дети читали стихи поэта о войне, любви, чуткости. Украсили мероприятие песни советских композиторов в исполнении воспитанников детского дома.

В Городской детской библиотеке № 1 имени Е.С. Коковина к 75-летиюю со дня рождения Юрия Коваля состоялась встреча заслуженного художника России Дмитрия Трубина с архангельскими школьниками. Художник лично знал Юрия Иосифовича, иллюстрировал его произведение «Недопёсок». На встрече ребята познакомились с произведениями юбиляра, представленными на выставке «Мир Юрия Коваля», затем посмотрели удивительный мультфильм «Полынная сказка в три блина длиной» по произведениям писатля, а завершилась встреча интересным и содержательным разговором о книге и чтении. Дмитрий Трубин рассказал ребятам, что если они хотят прожить интересную жизнь и общаться с достойными людьми, то им обязательно нужно стать настоящими читателями.

Необычная книжная выставка «Книжный кот в мешке» была оформлена на абонементе Лешуконской ДБ в преддверии Нового года. Все книги были завернуты в красочную новогоднюю упаковку и снабжены номером. В каждом свертке можно было найти и небольшой приз: закладку, постер, наклейки, календарик, магнит и т.д. По условиям ребята могли взять с выставки только одну книгу и один раз. Прочитав книгу, дети должны были рассказать библиотекарю краткое содержание произведения. И хотя на выставке не было ни одного детектива или комикса, большинство детей прекрасно ориентировались по тексту, отвечая на вопросы библиотекаря. По просьбе детей выставка продолжила работу и в январе. Лешуконские коллеги отметили высокую эффективность этой книжной выставки. За 10 дней с выставки было взято 85 книг.

Отрадно, что много внимания в ушедшем году было уделено не только лучшим произведениям детской классической литературы, но и произведениям современных авторов. Сотрудники Каргопольской ДБ разработали и провели читательскую конференцию по книге Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». К подготовке мероприятия библиотека привлекла детей и их родителей, учителей. Разговор получился очень интересным и полезным. Ребята высказывали своё мнение и размышляли, родители вспоминали события и поступки своего детства. Для летних оздоровительных лагерей детская библиотека-филиал № 7 МУК «Котласская ЦБС» провела обзор новых книг «К нам новая книга пришла». Особенно детей заинтересовала книга современной американской писательницы Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Благодаря этому произведению библиотекари смогли поговорить с детьми на очень серьезную тему – умению любить и ценить своих родных и близких.

В начале учебного года для учащихся 5-6 классов ДБ г. Мирный провела Дни информации «По следам книжных сенсаций» и познакомили с лучшими художественными произведениями Ирины Мурашовой, Дины Сабитовой, Марии Парр и других современных писателей. Для участников клуба «Диалог с подростком» был подготовлен бенефис книги российской писательницы Илги Понорницкой «Эй, рыбка!». Чем интересна главная героиня? Что помогает ей пережить насмешки одноклассников? Какие качества помогают девочке быть «настоящей» – отстаивать справедливость, бороться за себя и своих друзей? Ответы на эти вопросы постарались найти подростки во время беседы.

В своем отчёте библиотекари Онежской ДБ назвали 2013 год – годом работы с художественной литературой. Сотрудниками библиотеки было проведено большое количество мероприятий по популяризации чтения как для младших школьников, так и для учеников среднего и старшего звена. Среди мероприятий для школьников среднего звена самым ярким, зрелищным, интересным стал литературный час, посвящённый 75-летию В. Крапивина. Рассказ о писателе и его творчестве был дополнен аудио и видео материалами: отрывками из фильмов, буктрейлерами. После мероприятия ребята шли на абонемент за книгами писателя. Мероприятие было проведено 7 раз. Самым значимым мероприятием цикла для старшеклассников, онежские коллеги назвали литературный час «Иосиф Бродский. Остановка в пути», разработанный и проведенный совместно с Центральной библиотекой. Ребята оставляли интересные отзывы: «Сегодня мы впервые соприкоснулись с жизнью и поэзией Иосифа Бродского, удивительного поэта 20 века»; «Нам очень понравилась выставка, фильм был замечательный, звучало много стихов. Мы даже не знали, что в нашем краю жил такой талантливый человек. Мы узнали много нового, познавательного, интересного»; «Фильм о Бродском создан профессионально, легко воспринимается нашим возрастом. У Бродского очень интересный стиль написания стихов, который притягивает слушателей. Мы благодарны за полученные впечатления». Очень трогательным получился урок-размышление над рассказом Е. Габовой «Дождь из прошлого века», написанным специально для 10-классников. Одна из главных тем рассказа – тема ответственности молодых людей за свои поступки. Урок проходил в форме чтения с остановками. Размышлять вслух о поднятых автором проблемах 10-классники стеснялись. Поэтому в конце урока им были заданы три вопроса, на которые они должны были ответить письменно. Актуален ли рассказ для 10-классников? Что вы думаете о главных героях Игоре Агафонове и Вале Громовой? Пережитое (рассказ матери о его отце) останавливает Игоря от форсирования отношений с одноклассницей, нравящейся ему. Согласны ли вы с авторским решением. Прокомментируйте финал. Библиотекари получили очень разные ответы, не всем понравился рассказ, но все ответили, что он актуален, заставляет задуматься. Молодые люди писали: «Да, это типичная история. Такое случается нередко. Игорь любил её искренне, заботился о ней. Она не сумела этого оценить. Жаль». «В героях рассказа просто узнаёшь себя. Игорь – молодец, правильно поступил. Рисковать не надо, зачем ребёнок в таком возрасте?» «Игорь Агафонов видел в Вале будущую жену, думал о её будущем и о своём. Валя показала себя не с лучшей стороны. Хорошо, что мама рассказала Игорю о его отце, это дало парню бесценный опыт». Как отмечают в своем отчёте онежские библиотекари, после таких мероприятий многие дети становятся активными читателями библиотеки. А это одна из основных задач, которые ставит перед собой любая библиотека.

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

Активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

Активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

Активно популяризировать традиции семейного чтения;

Уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

Разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;

Формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

Формы поддержки чтения:

2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.

3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

Задачи:

Повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;

Возродить престиж чтения;

Приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;

Стимулировать инициативы и творчество читателей;

Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;

Сохранение традиций семейного чтения.

Основные направления популяризации чтения в библиотеках:

Популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ);

Знакомство с современной литературой;

Поддержка литературного творчества читателей;

Развитие досугового чтения периодических изданий;

Привлечение к чтению в библиотеке в целом.

3.Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.

4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.

5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15.

6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.

7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.

8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36.

9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.

10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.

11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения


В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.

Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.

Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.

На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.

Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.

Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.

Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу.

Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.

Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.

В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки


Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)


Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)

Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)


Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)




Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)

Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)

Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)





Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)





Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » (городская библиотека №2)

Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)

Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)




Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)

Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)







Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)



Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы : «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтени я: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях , блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

«Утверждаю»

Глава администрации

Алманчинского сельского поселения

В.В.Долгов

Информация проведенных мероприятий

Албахтинской библиотеки

по продвижению чтения за 2010 год.

Чтение и книга – одно из самых сильных средств творческого, интеллектуального и духовного развития детей, подростков и юношества. В век новых информационных технологий путь формирования духовности, интеллекта ребенка лежит в основном через чтение. Часто встреча ребенка с умными, добрыми книгами происходит в библиотеке. Будущее библиотек зависит от востребованности их обществом, детьми, которым нужна хорошая книга. Главный помощник библиотекаря в этом благородном деле – Книга. И, в первую очередь, художественная литература.

В целях продвижения чтения в Албахтинской библиотеке проводились интересные запоминающиеся мероприятия.

Привить любовь к чтению, к книге можно при помощи разных методов.

Организация книжных выставок является одним из главных и основных компонентов привлечения читателей к книге.

Конкурс – это ведь состязание, увлекательное соревнование и возможность показать себя.

«О книге и о библиотеке»

Как сказал М.Горький: «Всем лучшим во мне я обязан книгам.

С 1 февраля по 15 марта 2010 года отдел по культуре, спорту и делам молодежи администрации Красноармейского района ЧР и РМУК «Межпоселенченская центральная библиотека Красноармейского района Чувашской республики» к 75 летию образования Красноармейского района и к 75 летию со дня открытия Красноармейской центральной библиотеки (30 марта 1935 г.)провели районный конкурс сочинений «О книге и о библиотеке» с целью популяризации книги, чтения, библиотеки. Читатели Албахтинской библиотеки приняли активное участие в этом конкурсе. Федорова Марина Юрьевна, учащаяся 11 класса получила поощрительный приз за участие.

Взрослые и дети.

16 октября в библиотеке прошла интеллектуальная игра под названием «Взрослые и дети», где принимали участие 2 команды по 6 человек. Игра в обычные кубики. Требовалось выполнять задания на смекалку, сообразительность и находчивость. Правила игры были такими: представители команд бросали кубики на игровое поле (стол), ведущий определял область задания на который упал кубик (математика, окружающий мир, музыка, русский язык, труд, литература, конкурс капитанов, музыкальная пауза), задавал вопрос из нее. Команды по очереди отвечали, ведущий оглашал правильный ответ и подводил итоги, где обе команды были равны. Участники показали нам, насколько они были сильны, умны и эрудированны. Мероприятие посвятили к Году учителя.

«Пусть всегда будет книга, пусть всегда буду –я»

Неделя детской и юношеской книги.

Художественная литература всегда была средством общения – автора и читателя, читающего и слушающего. Для общения эмоционального и интеллектуального, для обсуждения необходима доброжелательная, располагающая к этому атмосфера. Со своими проблемами и сомнениями приходят в библиотеку дети и их родители. Кому как не библиотекарю известна значимость хорошей книги?. Но каким требованиям должна отвечать детская художественная литература, какие книги стоит рекомендовать детям, родителям, руководителям детского чтения? Умеют ли дети вдумчиво читать и анализировать прочитанное? Умеют ли сопереживать героям из книг? Правильно ли и по какому принципу выбирают героев для подражания? Ответить на эти и другие вопросы помогает традиционная Неделя детской и юношеской книги, которая масштабно, интересно с большой выдумкой проводится в библиотеке. Так с 24 по 29 марта прошла Неделя детской книги под названием «Пусть всегда будет книга, пусть всегда буду – я».

1 день -Открытие недели:

«В гостях у Льва Толстого» (2000-2010 годы объявлен ЮНЕСКО Десятилетием Л,Н,Толстого)- выставка- просмотр, литературная викторина «Подумаем вместе»;

2 день- День библиографии:

«Путешествие в страну Филологию» -библиографическая игра (к 110-летию со дня рождения С,И,Ожегова )

3 день –День сказок – день чудес

«По тропинками сказок Г,Х,Андерсена» (к 205- летию со дня рождения датского сказочника Г,Х,Андерсена) –мультимеда-просмолр;

4 день –День мужества:

«Победителю-солдату посвящается» -час рассказа о войне (к 65-летию Великой Победе);

5 день – День экологии:

«Встречай с любовью стаи птиц» -день птиц;

6 день –Закрытие недели-День краеведения:

«По литературным тропинкам родного края» -встреча с местными писателями (к 75-летию Красноармейского района ).

«Чăваш чĕлхи –анне чĕлхи»

(Неделя чувашского языка и литературы)

С 24 по 30 апреля в библиотеке прошла неделя чувашского языка и литературы «Чăваш чĕлхи – анне чĕлхи».

В 1 день организовали показ электронной презентации «Чăваш литературин классикĕ - Константин Иванов» (к 120 летию со дня рождения К.Иванова). Остановились на его биографии, узнали, что он один из самых крупных и талантливых представителей чувашской культуры поэт-демократ. Присутствовало 14 человек.

2 день – день писателя- «Кĕнеке хыççăн кĕнеке» к 55-летию со дня рождения писателя фольклориста Эдисона Ивановича Патмара. Выставлено и просмотрено 9 книг. Выдано 5 произведений. Присутствовало 9 учащихся.

3 день- час истории о знаменитых людях «Трак тăрăхĕнчен вĕсем», посвященное к 75 летию образования Красноармейского района. Учащиеся узнали, что в нашем районе очень много знаменитых людей. Остановились на жизни и деятельности таких как: Борис Романов, Геннадий Юмарт, Юрий Петров, Василий Васькин, Вархуш Энжей, Леонид Антонов, Лука Семенов, Николай Ершов поэты, Николай Филимонов, Илья Степанов, Юрий Шепилов композиторы, Леонид Николаев и Леонтий Алексеев журналисты, Зоя Нестерова, Осип Алексеев, Филипп Андреев писатели, Вениамин Александров скульптор, Раиса Федорова, Сергей Ильин артисты и др. Присутствовало 10 учащихся.

4 день посвятили 65 летию празднования Великой Победе. Провели обзор произведений «Трак ен çыравçисем вăрçă çинчен». По сценарии ознакомились с произведениями Прохора Трофимова, Порфирия Егорова, Филиппа Андреева, Мĕтри Ваçлея, Ивана Патмара, Шетмĕ Михали, Юрия Семендера, Юрия Петров-Вирьяла, Николай Карая, Владимира Харитонова, Геннадия Юмарта, Гурия Дуброва. Где были повести, рассказы, стихи…Участвовало 12 учащихся.

Не забыли и о праздновании 75 летия открытия центральной районной библиотеки. Ей посвятили 5 день недели-час воспоминаний- «Библиотека-юратнă вырăн». При этом пользовались папкой «Библиотекăсен историйĕнчен» (из воспоминаний Воли Илларионовны Григорьевой). Присутствовало 11 человек.

С какой темой началась неделя, с такой же темой и решили завершить. Завершили неделю литературным часом «Сан юррусен сÿнми кăварĕ», посвященное к 120 летию со дня рождения К.Иванова. Прозвучали его произведения «Наш век», «Осень», «Думы старого леса». Также не остались в стороне на произведении «Нарспи». Ведь поэма «Нарспи» является вершиной поэтического творчества классика чувашской литературы. В ней даны образы сильных и страстных характеров. В поэме нашли свое высочайшее эстетическое воплощение прогрессивные идеи человечества. Участвовало 13 учащихся.

«Притяжение Земли».

Каждый человек, обдумывающий свое будущее, активно интересуется биографиями великих людей. Благодаря великому подвигу космонавта-3 Андрияна Григорьевича Николаева весь мир узнал, что есть на Волге Чувашия с ее талантливым и трудолюбивым народом.

Ко дню космонавтики 12 апреля в библиотеке с учащимися 6-9 классов провели обзор литературы«Звездные сыны планеты», используя произведения К.Петрова «Голубая звезда», М. Юхмы «Ģăлтăрсем чĕнеççĕ», А. Николаева «Притяжение земли», где подробно узнали о жизненном и мужественном пути летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Андрияна Григорьевича Николаева. Книги поднимают проблемы патриотизма, любви к Родине. В них немало познавательного в части ракетостроения, развития космонавтики в бывшем СССР.

Для закрепления материала был проведен показ видеодиска «Русский космос» (малая космическая энциклопедия).

Присутствовало 12 учащихся.

«Навеки в памяти людской».

(информационный обзор к 65-летию со дня Победы в ВОВ)

С каждым годом время отдаляет от нас трагические события Великой Отечественной. Но бессмертные подвиги легендарного поколения победителей навсегда останутся для потомков образцом силы, стойкости, горячей любви к родной земле.

65 лет назад отгремели последние залпы самой ожесточенной и кровопролитной войны за всю историю человечества. Наши воины, проявив беспримерное мужество, отстояли свободу и независимость Родины, принесли мир народам Европы. Мы, нынешнее поколение, испытываем искреннюю гордость за своих отцов, дедов и прадедов, сумевших выстоять и победить, помним и чтим погибших во имя будущего нашей Отчизны. В связи с этим в библиотеке организовали действующую полочною выставку «ОНИ ПОДАРИЛИ НАМ МИРНОЕ НЕБОо» и 4-ого марта с учащимися провели информационный обзор «Навеки в памяти людской». Остановились на сборнике очерков, рассказов, воспоминаний, очевидцем и участником которых был сам автор Иван Тимофеевич Дуплий «Невыдуманные истории». Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1999.-190с. Присутствовало 13 человек. Каждый из нас в неоплатном долгу перед фронтовиками и тружениками тыла, которых ценой жертв и неимоверных лишений приближали Великую Победу, а после войны восстанавливали разрушенные города и села. И мы обязаны сделать все, чтобы обеспечить нашим ветеранам достойную жизнь.

«Памяти павших будьте достойны».

Никто никогда не вправе забывать историю. Время не изгладит из памяти народа ту страшную войну - самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены ее раны, не иссякла ее боль.

К 65 летию Победы в Великой Отечественной войне в библиотеке 6 мая была оформлена книжная выставка «Поклонитесь, люди, Солдату!». С большим интересом дети слушали рассказы старожилов о Великой Победе «КОСТРЫ ВОСПОМИНАНИЙ». Присутствовало 11 человек. 7 мая провели час истории«Памяти павших будьте достойны», обзоры «ИСТОРИЯ- ЭТО ИНТЕРЕСНО», « ВОЙНА ПРОШЛАСЬ ПО ЭТИМ СУДЬБАМ»(использовались краеведческие материалы). Присутствовало 9 человек.8 мая прошли литературные вечера из цикла «И МУЖЕСТВО КАК ЗНАМЯ ПРОНЕСЛИ», посвященные писателям и поэтам, погибшим на фронтах ВОВ. День библиографии - «О войне, о товарищах, о себе». Присутствовало 10 учащихся. 9 мая был организован час памяти «Вспомни о войне Отечественной» с минутой молчания и показ видеофильма «… А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ». Присутствовало 16 человек.

Работа библиотеки по продвижению книги и чтения не прекращается и в дни школьных летних каникул. Летнее чтение поднимает престиж библиотеки, укрепляет связь с родителями, активизируют у детей интерес к чтению, приобщает к культуре чтения, развивают фантазию и творческие способности. Кроме того, Летние чтения решают проблему занятости детей в каникулы.

«Лето с книгой 2010»

Лето – время читать хорошие книги. В библиотеке стартовала летняя программа чтения «Нет каникул в стране литературия». В связи с этим организовали книжную выставку «Почитай сам поделись с другом». Далее по программе выполнялись мероприятия:

Программа летнего чтения

на июнь - август 2010г.

«Нет каникул в стране литературия».

-« А вы читали эти книги?»- выставка забытых книг;

-«Открывая книгу- открываешь мир»- полочная

выставка;

-«1 класс и дошколята – эти книги вам, ребята!»-

выставка- совет;

-«Божественен, природа твой язык»- час искусства;

-«Путешествие в эко-царство»- час рассказа;

-«Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем»-

час информации;

-«Все новое детям»- час информации;

-«Волшебный мир»- час сказок;

-« Добрый мир любимых книг»- фестиваль книг;

-« Детское чтение для сердца и разума»- конкурсы-

смотрины;

буклет.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль книга займет в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам, к периодике сегодня необычайно важно.

По реализации программы летнего чтения, вбиблиотеке организовали выставку забытых книг «А вы читали эти книги?».

28 июня успешно прошел экологический час «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем». Оформили выставку «Путешествие в эко-царство».

Юные читатели – самые частые посетители библиотеки. С первого знакомства с ними, с первой их книжки, взятой из библиотеки, мы всегда стараемся привить им любовь к книге, к родному языку, к родному краю. Реализуя программу летнего чтения «Нет каникул в стране литературия» вбиблиотеке для самых маленьких есть уголок, где организовали выставку- совет «1 класс и дошколята – эти книги, вам ребята!». Литература расставлена по интересующим их темам, по ящикам. Для учащихся 2-4 классов организовали книжную выставку «Почитай сам – поделись с другом», где расставлена литература по внеклассному чтению. Для средних учащихся – выставка забытых книг «А вы читали эти книги?», где расставлена классическая литература такие как: Жюль Верн «Дети капитана Гранта», Редьярд Киплинг «Отважные капитаны»,Джеймс Фенимор Купер «Последний из могикан» и др. Также действует полочная выставка «Открывая книгу – открываешь мир» для старшего пользователя.

Подружить родителей и детей, добиться, чтобы дорога в библиотеку за книгой стала для них дорогой к счастливому семейному очагу – такова была цель мероприятия:

«Дом, где тебя любят и ждут»

Очень часто с детьми в библиотеку приходят и родители – не просто как посетители, а как руководители чтения своего собственного ребенка. Как говорил В.А.Сухомлинский «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В связи с этим в библиотеке 8 июля ко дню семьи, любви и верности организовали праздник «Дом, где тебя любят и ждут». К этому празднику создали программу информационной и психологической поддержки родителей: папки - «Ашшĕ- амăшне пулăшма», «Ģемье ăшши – чун ăшши», «Молодым семьям», где были консультации многих специалистов, в том числе и психологов. Провели обзор литературы Л.Н.Толстого «Семейное счастие» - одно из немногих произведений, в котором речь идет о самом, казалось бы, обычном и вместе с тем прекрасном чувстве – любви супругов в семье.

«Не только в гости ждет тебя природа»

Беречь чистоту и красоту первозданного мира, с заботой относиться к природе должен каждый землянин, будь то маленький ребенок или пожилой человек. Любой из нас может внести посильную лепту в дело сохранения окружающей среды. Поэтому экологическое направление в деятельности библиотеки считается одним из приоритетных. Работа по экологическому просвещению читателей давно стала хорошей традицией. Изучая книги о природе и ее защите мы видим в них богатый воспитательный и познавательный потенциал. Библиотека не забывает и о традиционной деятельности – выставках, мероприятиях. В начале июля организовали книжную выставку «Хочу дружить с природой», читатели пользуются также постоянно действующей книжной выставкой «Читаем о природе». Экологическим проблемам Земли был посвящен день информации «Не только в гости ждет тебя природа», проведенная 22 июля. В ходе мероприятия прошли знакомство с книгами, беседа, игра-путешествие. Все читатели, посетившие библиотеку в этот день, получили много интересной и полезной информации.

«Знамя единства».

21 августа в библиотеке провели час информации «Знамя единства», посвященный Дню государственного флага России. Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценностей. Это – флаг, герб и гимн государства. 20 августа 1994 года Б.Н.Ельцин своим указом постановил считать день 21 августа национальным праздником – день флага Российской Федерации. История российского флага интересна и необычна. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича (1629-1676), русский царь с 1645, сын царя Михаила Федоровича. Далее ребята принимали участие в путешествии по истории государственного флага России. А в конце проверили, насколько внимательны были путешественники, провели небольшую викторину. Присутствовало 9 учащихся

Зав. Албахтинской сельской библиотекой:Л.Л.Федорова



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про семейное счастье и отношения